Антибиотики доказали свою состоятельность, и было бы неразум­ным лишать больных их чудесного действия. -20-

-20-

Однако нужно быть справедливым. Начиная с 1950 г., даты выхода 4-го издания этой книги, современная медицина получила новую мето­дику лечения с более быстрыми результатами и без прежней запутанно­сти. Антибиотики доказали свою состоятельность, и было бы неразум­ным лишать больных их чудесного действия. Приходится только сожа­леть, что не разработано еще четких показаний к их назначению и что длительное их применение затрудняет выздоровление больного, вызы­вая тяжелую астению. Не нужно бояться назначать антибиотики вместе с правильно подобранными гомеопатическими препаратами, т. к. это помогает удалению токсинов и дает великолепные результаты.

Главное в медицине — это излечение.

Для этого необходимы два равноценных знания:

— знание реальной природы наблюдаемого синдрома, точное про­исхождение которого и настоящий генез нужно определить;

— знание реальной функции заболевшего человека, реакциям ко­торого необходимо дать оценку.

Природа заболевания и индивидуальность реакции являются теми двумя необходимыми элементами, которые позволяют врачу не только изучить больного, но также и точно подобрать подобное гомео­патическое средство. Клинический диагноз должен не только содержать в себе название синдрома или болезни, он обязательно должен точно указывать на природу «токсинного комплекса» и на тяжесть интоксикации. Только тогда можно понять, какое назначать лечение, чтобы оно соответствовало первоначальному понятию (болезнь) и реактивным модальностям, если употреблять выражение проф. Безансона, наблю­даемых у субъекта лечения, т. е. больного.

Таковы общие положения, основанные на наблюдении и результа­тах лечения, характеризующие гомеопатическую терапию.

Медицина развивалась бы гораздо быстрей, если бы современные научные поиски вели бы сообща гомеопаты и аллопаты и их результаты лояльно бы обсуждались с единственной целью — излечение больного. Но сколько спе­циалистов, столько непроницаемых стен — биологи с презрением относятся к клиницистам, практик недооценивает бактериолога и т. д. Врач не хочет при­слушаться к ветеринару и рассматривает наблюдения натуралиста как бесполез­ные умозрительные заключения