НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ Moschus и Аmbra. -66-

-66-

Moschus и Аmbra

Moschus и Аmbrа — два несовместимых лекарства, однако они ка­жутся близкими по вызываемым ими нарушениям и клиническим про­явлениям этих нарушений.

Оба вызывают нервозность с сексуальным возбуждением, но у Аmbrа проявляется значительная нервная гиперчувствительность, а у Moschus — спазматическое состояние. Можно было бы подумать, что эти два лекарства могут вместе использоваться в лечении больного. Но нет, они несовместимы и во всех справочниках по Materia Medica особо от­мечают эту несовместимость. Посмотрим почему.

У Moschus сексуальное возбуждение психического порядка, а у Аmbrа возбуждение чисто физического порядка.

Больного Moschus осаждают идеи, у него страстные сексуальные желания. Если это мужчина, то у него страстные желания со спермато­реей. Если это женщина, у нее тоже страстные желания, но сразу появ­ляется тошнота после коитуса, иногда даже рвота, которая заставляет думать, что она беременна, хотя это не так. Это нервная гипервозбуди­мость сопровождается потребностью плакать, стонать, жаловаться; через минуту появляется сумасшедший смех, который длится 4-5 минут и эти чередования означают глубокое нервное нарушение равновесия.

С другой стороны больной Moschus, который много жалуется и беспрерывно стонет, неспособен точно описать свою боль, дать ее ха­рактеристику, особенно уточнить место, где она локализована. Если врач настаивает, он разгневается, т. к. очень раздражителен. Наконец, его легко испугать.

Moschus — несдержанный человек, он легко «вскипает», но иногда у него возникают душевные кризисы с чувствительностью к некоторым запахам. У него тенденция терять сознание из-за пустяка и желание сти­мулирующих веществ. Ammonicum carbonicum хочет вдохнуть что-то возбуждающее через слизистую носовых полостей, a Moschus пытается набраться сил, выпивая алкогольные коктейли или портвейн. Ему это, может быть, удается, но так как он еще больше возбуждает нервную систему, появляются спазматические конвульсии с истерической фор­мой кризов, иногда вплоть до потери сознания, что заставляет думать о сердечных нарушениях, в то время как никаких других сердечных сим­птомов нет. Основная характеристика Moschus — чрезвычайная блед­ность лица, которая появляется резко с ощущением упадка сил и силь­ного холода.

Если вы посмотрите на больную Аmbrа , то увидите,что это немного другое. Она гипервозбудима до такой степени, что звуки музыки вызы­вают слезы, как и у Natrum muriaticum. С другой стороны, она настолько раздражительна, что не переносит никого рядом с собой, любит оста­ваться одна, т. е. она необщительна, тогда как больная Moschus охотно общается и предпочитает общество.

Больная Аmbrа представляет, с другой стороны, что-то вроде преж­девременной старости: она усталая, у нее чувство слабости с нежелани­ем думать, ходить, выполнять повседневные обязанности, читать и т. д., она больше не останавливает свое внимание на чем-либо, кажется, что она преждевременно постарела. У нее, как и у Moschus, учащенное сердцебиение, но, в то время как сердцебиение Moschus — сумасшедшее из-за испуга или неприятности, то сердцебиение Аmbrа сопровождается ощущением тяжести в груди. Если вы ее осмотрите, то выявите также онемения и зуд, и у Аmbrа всегда есть физическое раздражение, которо­го нет у Moschus.

У Moschus речь идет скорее о психических симптомах; у Аmbrа — о раздражительности и о физических симптомах.