ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ. -137-

НАБЛЮДЕНИЕ 9

Супраорбитальная неврома. Функциональные и сенсорные нарушения в соответствии с туберкулиническими состояниями Tuberculinum, Pulsatilla, Hypericum, Magnesia phosphorica, Rhus toxicodendron

Девушка 19-ти лет обратилась ко мне 14 ноября 1932 года с жало­бами на головные боли, которыми страдает с сентября.

Головная боль продолжительная с точной локализацией в левой супраорбитальной области. Она возникает после сна, уменьшается после завтрака и к полудню, летом появляется слева около пяти часов и длится вплоть до момента отхода ко сну. Боли — интенсивные и постоянные, больная испытывает сильную пульсацию и чувство тяжести в левой суп­раорбитальной области. Очень эмоциональная и нервная, у нее появля­ется кашель утром и вечером после малейшего волнения. Крепкого ви­да, гармонично развитая физически, она говорит, что похудела на 3 кг с момента возвращения с каникул, но это, кажется, не повлияло на ее вполне здоровый внешний вид. Спит она хорошо, но просыпается утром уставшей и не может продуктивно работать днем из-за постоянной го­ловной боли, от которой страдает с начала сентября.

При расспросе я узнаю, что в детстве она перенесла скарлатину, корь, ветряную оспу. Менструации с 13 лет, всякий раз приходят с опо­зданием и длятся 7-8 дней, выделения скудные, им предшествуют бели. Отметим также постоянную зябкость, ознобы: больная постоянно мерз­нет.

При осмотре отмечаю на верхнем крае левой глазницы небольшую опухоль, «маленькую жемчужину». Это образование твердое, подвиж­ное, очень болезненное при прикосновении; именно здесь локализуются боли, ежедневно мучающие больную. Я узнаю, что 5 сентября мадемуа­зель В. упала с велосипеда, ударилась головой и получила несколько ссадин, одна из которых находилась на уровне края левой глазницы, шрам белого цвета свидетельствует о несчастном случае.

Диагноз прост: левосторонняя супраорбитальная неврома. Что де­лать? Мы имеем дело с нервной, эмоциональной больной, учитываем несчастный случай и травму. Болезнь, кажется, принимает хронический характер.

Я рекомендую следующее лечение:

1. Psorinum 9С одна доза.

2. Один день — Hypericum 5С. Другой день — Ignatia 5С.

29 ноября больная возвращается в том же состоянии, страдания не уменьшились, головные боли продолжаются, неврома на том же месте, она такая же чувствительная и болезненная при прикосновении.

Я задаюсь вопросом, как же подействовать на это образование? И я не могу не подумать, что далеко не у всех людей после травм нервных окончаний появляется подобное опухолевидное образование. У моей больной должна быть основа для развития невромы, повышенная чувствительность, чтобы отреагировать так сильно.

Ищу сифилитическую интоксикацию. Никакого следа в семье. Ту­беркулез? Я узнаю, что мать, тетя и сестра больной умерли, будучи больны туберкулезом. У нее самой частые насморки, я уже отметил этот «нервный кашель», который появляется время от времени утром или когда она взволнована. Но я уже исследовал ее респираторные органы и абсолютно ничего не нашел, ни одного, даже незначительного признака туберкулеза. Используя иридодиагностику, я нахожу четко вписанный в верхнемедиальную часть левого внешнего сектора характерный сим­птом, соответствующий давнему поражению верхушки левого легкого, и поэтому я снова тщательно исследую этот участок легкого, но ничего не нахожу при аускультации.

Больная внешне здорова, но несомненно, что раньше у нее было поражение верхушки левого легкого. Туберкулез или не туберкулез? Я ничего не знаю, но полагаюсь на клиническое мышление: супраорби-тальная неврома на почве туберкулиновой интоксикации.

Лечение:

Каждый день — Solidago virga ЗС. Один день — Pulsatilla 1С. Другой день — Hypericum SC.

18 декабря я снова вижу больную. Головных болей нет в течение 15 дней, неврома исчезла. При пальпации места опухоли болезненности нет, чувствительность сохранена в полном объеме. Головные боли пре­кратились, но больная теперь страдает от постоянных, не очень сильных болей в нижней челюсти слева, которые появляются особенно часто в ночное время, ухудшаются на холоде и улучшаются при теплом укуты­вании.

Лечение:

Каждый день — Solidago virga ЗС. Один день — Pulsatilla SC Другой день — Magnesia phos. SC.

23 января. Болей в челюсти и головных болей нет, но десять дней она жалуется на боль в паху справа, это мышечная боль, спровоциро­ванная физической нагрузкой (долго исполняла гимнастические упраж­нения). Менструация началась с задержкой в 15 дней, сопровождалась болью в левом яичнике. Появились густые бели.

1. Thuja 1С одна доза,

Tuberculinum 1С одна доза спустя 15 дней.

2. В течение месяца:

Один день — Rhus toxicodendron SC. Другой день — Magnesia phos. SC.

23 февраля я снова вижу больную: мышечные боли исчезли, менст­руация прошла в срок и безболезненно.

Лечение:

1. Tuberculinum 1С две дозы с интервалом в 25 дней.

2. Один день — Rhus toxicodendron SC. Другой день — Magnesia phos. SC.

Как познавательно изучение этого Наблюдения. Патологические изменения: головная боль с невромой травматического происхождения, которая излечивается и причина которой устраняется с помощью потен­цированного Tuberculinum 1С, назначение которого основывается на оп­ределении патологического очага с помощью иридодиагностики.

Функциональные нарушения — болезненные менструации, прихо­дящие с опозданием. Они стали регулярными и безболезненными после назначения Thuja и Tuberculinum.

Сенсорные расстройства — боли в челюсти и яичнике, исчезающие после использования Magnesia phosphorica и Rhus toxicodendron.

Важно запомнить, что понимание причины развития данного забо­левания помогло выбрать главное терапевтическое лекарство — Tubercu­linum, который помог устранить последние болезненные проявления, на основании которых были подобраны Magnesia phosphorica и Rhus toxi­codendron. Это клиническое понятие туберкулинической основы было обнаружено только при использовании метода иридодиагностики, и оно позволило определить точную терапию, с помощью которой была уст­ранена внешняя провоцирующая причина — неврома, реальная причина — туберкулинистическая интоксикация, а также это позволило устано­вить гармонию в организме больной, хотя патологические изменения позволяли сделать весьма неблагоприятный прогноз.

Теперь вы можете сами убедиться, что иридодиагностика — очень важный диагностический метод.

Последнее замечание: не будьте похожими на некоторых врачей, которые предлагают своим пациентам настоящий терапевтический «салат», в котором соседствуют самые антагонистические лекарства. Я часто вижу больных, которые мне приносят странные рецепты: они со­держат пять, шесть, иногда десять лекарств для ежедневного приема в различные часы, и, несмотря на эту впечатляющую терапию, больной продолжает страдать. Такого человека легко вылечить, дав ему точно показанное, единственное лекарство, на которое действительно ука­зывает клиническая картина пациента. Увы! Именно оно и не найдено, что показывает невежество авторов этих назначений.

При изучении Materia Medica не пытайтесь выучить патогенезы наизусть, старайтесь изучить характеристики, оценить существенные симптомы, позволяющие точно дифференцировать лекарства, которые могут представлять в своем патогенезе одинаковые симптомы; упраж­няйте ваш разум, а не память. Никогда не теряйте «клиническое чувство», тогда вы станете настоящим практиком с неподмоченной ре­путацией.