ГОМЕОПАТИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ

ГОМЕОПАТИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ

«Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение 5 недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть», — пишет святитель Феофан Затворник. Ему вторит св. прав. Иоанн Кронштадтский при освящении гомеопатической аптеки в Санкт-Петербурге 17 октября 1892 г.: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединенных с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец, и Врач болящего человечества!».
Каким же резким диссонансом звучат на этом фоне современные антигомеопатические выступления отдельных клириков Греции, Украины и России. Неужели гомеопатия — один из врачебных методов лекарственной терапии — представляет угрозу православным христианам XXI века? Что изменилось по сравнению с Х1Х-м, в 80-е годы которого Святейшим Синодом была предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая изучение гомеопатии? Почему в 1890т. «Церковные ведомости» выпустили приложение «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии»? Почему в 1896 г. только в 3-х гомеопатических аптеках Санкт-Петербурга получали лекарства одна тысяча сто семьдесят два священника (а во всей России было всего 16 аптек)?


Попробуем рассмотреть основные законы гомеопатии и их «духовную опасность».
Термин «Гомеопатия» введен в обиход С. Ганеманом, лекарем и химиком, жившим в протестантской Германии на рубеже XVII и XVIII веков. А сам способ лечения по подобию предложен еще Гиппократом для страданий, причина которых находится внутри человека. Следует ли и его, жившего за 400 лет до Рождества Христова, обличить в язычестве?
«Еретик» С. Ганеман, был просто честным ученым и скрупулезным исследователем. Для него экспериментально полученные и логически взаимоувязанные факты были единственным аргументом в выборе лечения. Описанный им метод лечения — не философия и не фантазия, а абсолютно эмпирическая наука, выстроенная на понятных и легко воспроизводимых фактах. С. Ганеман добросовестно проводил лекарственные испытания на себе и членах своей семьи. Им же предложен своеобразный (и элементарно простой) способ приготовления лекарств. Первые же публикации о новом (а на самом деле старом, но забытом) методе лечения противопоставили его могучей уже тогда касте аптекарей (а ведь их доходы не идут ни в какое сравнение с миллиардными прибылями нынешней фармации, ненавидящей «дешевую» гомеопатию). Развязанная травля вынудила С. Ганемана долго скитаться, а затем и вовсе покинуть родину и продолжить труды в католической Франции.
И в наши дни немногие постигают смысл того краеугольного камня, на котором гомеопатия так уверенно стоит уже более 200 лет — закон Подобия. Закон доброго, мирного отношения к симптомам больного Человека. Закон, по которому лекарство не подавляет отдельные симптомы, а помогает скорейшему «вываливанию» всей патологии.
Может лекарства излечивают одни органы и вредят другим, как это случается в академической медицине? Ни в коем случае, ведь врач подбирает их с учетом всех особенных устремлений и индивидуальных симптомов пациента, а затем каждый из них внимательно отслеживает в динамике лечения. Трудно предположить, что опасным для людей методом лечения стал бы заниматься св. Игнатий Брянчанинов, который: «… принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лете и род болезни, а владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывалась нужною. Лечение шло успешно, но через 3 года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя».
Если кого-то смущают испытания лекарств на людях, то «таинственный» смысл их заключается в том, что только сам человек, наделенный разумом и речью, может по-человечески описать собственные ощущения. Если Человек создан по Подобию Творца, то, очевидно, следует и назначаемые ему лекарства уподобить Человеку? А кому становятся подобными больные, принимая средства, испытанные на крысах? Св. Филарет митрополит Московский говорил, что гомеопатия не вредна и благословил пользоваться ее возможностями.
Священномученик Серафим (Чичагов) в свое время был военным, но из-за желания помочь людям стал глубоко изучать медицину, прежде всего народную. Сам помогал больным и составил лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. В его книге «Медицинские беседы», изданной в 1891 году, говорится о гомеопатии. Книга эта переиздана в 2-х томах издательством «Аванти» в 1999 году.
Может, вред таится в технологии приготовления лекарств? Где же? В сырье, взятом из созданной Творцом природы? Или в воде, в которой природное сырье многократно растворяют для выведения из отравляющей области? Или виновато встряхивание (динамизация)? Но какая духовная опасность может быть в том, что раствор нужно встряхнуть хорошенько или размешать (подобно сахару в чае) для лучшего растворения исходного сырья? На вопрос о надуманной опасности гомеопатических лекарств, специально выведенных из области токсических воздействий, ясно отвечает архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в «Слове о малом делании»:… Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарства, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни…
«Similia similibus curantur» — «подобное лечится подобным». Это принцип, а механизм действия гомеопатических препаратов не известен с какой-либо степенью достоверности до настоящего времени. Теорий существует, как полагается, немалое количество, однако ни одна из них не подкреплена достаточными доказательствами. Поэтому спорить о них можно сегодня до бесконечности. Сами свойства природных элементов даны им Создателем, мы лишь опытным путем можем постигать их и использовать к нашей пользе, воздавая при этом благодарение Творцу всего. «Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие», (св. Василий Великий).


Или виной всему легендарное «любопытство» гомеопатов? Но как лечить женщину, не зная особенностей ее женской (менструации, беременности, роды) и эмоциональной сфер? Или ребенка, не выяснив у его матери проблем, с которыми он столкнулся в ее утробе? Кормили его грудным или коровьим молоком, лечили его нежностью или антибиотиками? Как можно «лечить» взрослого мужчину, не узнав истинных причин и факторов, ухудшающих или облегчающих его симптомы?
Поднимать вопрос о православности лекарственного метода лечения также нелепо, как спорить, например, о каноничности молотка. Дело, очевидно, не в молотке, а в том, кто, как и, главное, зачем берет его в руки. Среди специалистов-гомеопатов большинство представителей неправославных конфессий и нехристианских религий, немало и людей не верующих ни во что, кроме «могущества» человеческого разума. Однако «…на том основании, что некоторые не хорошо пользуются врачебным искусством, не должно нам избегать всякого им пользования» (св. Василий Великий). Очевидно, не С. Ганеман и, тем более, не объективно (реально) существующий метод Подобия плох, а опасны те, кто используют его в своих не всегда бескорыстных целях: экстрасенсы, колдуны, психоаналитики, распространители пищевых добавок и прочая околомедицинская публика, именующая себя гомеопатами потому лишь, что выписывают рецепты с гомеопатическими названиями. Следует остерегаться не гомеопатии, как таковой, а оккультистов, занимающихся ею.
Для христианина, прибегающего к услугам врача, главным является собственное отношение к заболеванию. Важно понимать, что заболевания не беспричинны, что, как само заболевание, так и исцеление от него всецело находятся в руке Бога («…вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаем от упования на Бога» (св. Василий Великий). Как различны причины возникновения заболеваний: ибо бывают заболевания от худого образа жизни, различных вещественных болезнетворных начал, как наказание за грехи, для низложения высокомерия грехоначальника или как пример нетерпеливым людям (как было с праведным Иовом и Лазарем («Особенно то показало чистоту блаженного Иова и прославило его, что во время испытания болезнью и бедностью он сохранил твердый, непоколебимый дух, что приятнее Богу, чем слова благодарности. Принесем же и мы эту духовную жертву» св. Иоанн Златоуст), так различны должны быть и меры предпринимаемые к исцелению.
Закончить я бы хотел очень «определенным» умозаключением. Использовать гомеопатию позволительно. Но всем ли это полезно? Решить это каждый должен сам (с Божией помощью, по совету духовника). Я не думаю, что сейчас время давать абсолютные рекомендации или запрещения этого метода, по крайней мере, пока.

иеромонах Лука Коваленко магистр медицины