Аллен. СКРОФУЛЕЗ И ЕГО МИАЗМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

СКРОФУЛЕЗ И ЕГО МИАЗМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Знаком ты в мире хорошо и повсеместно.

Твой возраст смертным людям неизвестен,

Пособник смерти для здоровых самых,

Твое наследие — короткий путь в могилу.

Нас всегда учили, что миазматической основой скрофулеза являет­ся миазм Psora, однако из всего вышесказанного о действии миазмов Psora и псевдоPsora мы можем заключить, что эта болезнь (скрофулез) имеет в своей основе злокачественное слияние миазмов Psora и Lues. Действительно, из того, что мы уже знаем о миазмах Psora и Lues, об их индивидуальном характере действия, стадиях развития и совместном действии, видно, что скрофулез, судя по многообразию его проявлений, не обусловлен исключительно миазмом Psora или исключительно ми­азмом Lues. Имея множество особенностей и характерных симптомов миазма Psora, он обладает в то же время многими характерными симптомами миазма Lues.

Мы часто используем термины «струма», «скрофулез» и «Psora» в качестве синонимов, никак не разграничивая эти состояния. Мы говорим, что это болезнь, возникающая из псорической конституции, хотя всем известно, что в случае миазма Psora не имеется симптомов, свидетельствующих о поражении лимфатической системы, столь явно выра­женных при скрофулезе. Действительно, скрофулез имеет много общего с миазмом Psora, и в то же время, по моему мнению, скрофулез об­наруживает очевидный патогенез миазма Lues — миазма, обладающего более специфичным и характерным действием, чем миазм Psora.

Развитие скрофулезного диатеза определяется в значительной мере не только совместным действием миазмов Psora и Lues, но также не­правильным лечением сифилиса, т. е. использованием аллопатического подавляющего наружного лечения и аллопатических лекарств в мате­риальных дозах. Суть дела в том, что эти господа, представители алло­патической школы, хвалящиеся знанием патологии различных болез­ненных состояний (единственной причиной появления которых явля­ются миазмы), не имеют абсолютно никакого представления о сущно­сти и свойстве данного болезнетворного начала (сифилиса), за исклю­чением его токсических эффектов, производимых в различных тканях. Несколько аллопатических доз ртути, йодида калия или другого силь­нодействующего лекарства способны загнать данный миазм внутрь и навсегда скрыть его от нашего взора.

Таковы методы лечения господствующей школы медицины, по­этому неудивительно, учитывая фактор времени и эти методы, а также фактор наследственной передачи, что данный миазм трансформировал­ся, настолько изменив свой облик, свои природу и свойство, что мы ошибочно принимаем его за миазм Psora, так как не в состоянии уви­деть, что симптомы миазма Psora смешались в этом случае с симпто­мами миазма Lues. Мы не замечаем тесного слияния этих двух силь­нейших миазмов, и, когда антипсорное лечение нередко действительно излечивает или же видоизменяет болезнь, оно иногда способствует вы­свобождению и активизации миазма Lues, как вы, вероятно, сами неод­нократно замечали. Излечивая блефарит у скрофулезных пациентов с помощью Syphilinum, я пришел к выводу, что скрофулез имеет в качест­ве своей основы не столько миазм Psora (как это предполагали многие выдающиеся авторы, даже те, что принадлежат к нашей терапевтической школе), сколько миазм Lues, процветающий на основе миазма Psora.

Справедливость данного утверждения можно доказать посредст­вом сравнительного анализа двух заболеваний — скрофулеза и сифили­са. Внимательный наблюдатель не может не заметить их поразительно­го сходства: и та и другая болезнь на всех стадиях сосредоточивают свой разрушительный потенциал на лимфатической системе; у той и другой обнаруживается тенденция к изъязвлению, а также к разложе­нию продуктов своей деятельности. Кроме того, обе эти болезни сход­ным образом локализуются в области органов чувств (обнаруживая весьма явное анатомическое сходство), что выражается в форме воспа­ления среднего уха, воспаления конъюнктивы глаз, слизистой рта, носа, губ; помимо этого, поражается костная ткань.

Существует ли еще миазм, помимо Lues, способный вызывать ка­риес или деструкцию костей? Нет. Какой другой миазм, кроме Lues, вызывает рахит или размягчение костей? Psora! Нет. Может, Sycosis. Нет. Миазм Sycosis способен вызывать подагрические образования или же аморфные отложения в области суставов, но он не способен вызвать те изменения, которые мы обнаруживаем у скрофулезных пациентов. Воспаления и изменения надкостницы, выявляющиеся у скрофулезных пациентов, весьма сходны с изменениями, вызываемыми сифилисом. И, наконец, кожа, этот наиболее чувствительный и наиболее обширный орган чувств, при обоих этих заболеваниях часто становится очагом локализации весьма сходных поражений, сифилидов и скрофулидов. Кожные симптомы обоих этих заболеваний, как правило, носят поли­морфный характер и обычно не имеют симптома зуда, за исключением случаев, где преобладающим является псорический элемент. Сыпь или кожные проявления при обеих этих болезнях представлены в форме узелков, папул, лишая, пруриго, крапивницы.

Все же, мы с той же уверенностью можем утверждать, что пораже­ние лимфатической системы, столь характерное для скрофулеза, отно­сится к миазму Lues, так же как и к миазму Psora. поскольку мы знаем, что данное поражение весьма сходно с сифилитическим диатезом и имеет с ним много общих черт. Первичное .действие сифилиса распро­страняется на лимфатические узлы — систему очищения и восстанов­ления организма. Если скрофулез представить развившимся в полную силу деревом с пышной листвой, то туберкулез является этапом «цве­тения», или дегенеративной стадией скрофулеза. Вильям Озлер в своей работе по патологии пишет, что «скрофулез имеет симптомы туберку­леза и палочка Коха является неотъемлемым его элементом». То за­разное начало, которое вызывает аденит при скрофулезе, производит в других органах туберкулез. Известно, что в тех случаях, когда скрофу­лез приобретает злокачественный характер, он обычно завершается ту­беркулезом легких или любого другого органа. У детей скрофулез не-редко приобретает форму туберкулеза брыжеечных лимфоузлов, и нет болезни с более четкой и выраженной симптоматикой сифилиса, чем

эта. Обнаруживается миазм Lues и в случаях той специфической анемии, которая появляется у скрофулезных пациентов и довольно часто оканчивается летально, представляя собой едва ли не «факсимиле» сифилиса в его наихудшей форме.

Патологи скажут вам, что скрофулез — это болезнь, часто пора­жающая кости и вызывающая появление рахита, которая обнаружива­ется у плохо и недостаточно питающихся детей, однако мы знаем, что это всего лишь суждение материалистов.

Разве не миазм Lues и не туберкулезный миазм ответственны за появление рахита, анемии и истощения, делая организм обедненным органическими элементами, необходимыми для формирования здоровой костной ткани? Существует ли принципиальная разница между скрофулезной язвой и наследственной формой третичного сифилиса? Нет, не существует. Обе эти болезни обнаруживают тенденцию к раз­ложению и к образованию туберкул. Скрофулезный кератоконъюнктивит — это всего лишь видоизмененная форма сифилиса. Видоизменен­ная, полагаю, как большинство других форм болезней, из-за ошибочно­го употребления ртути как средства подавления, посредством наследст­венной передачи, благодаря высокой сопротивляемости, которой наде­лен один здоровый родитель, что переводит миазм в латентное состоя­ние, иногда на целые десятилетия. Но затем миазм внезапно пробужда­ется и активизируется, благодаря женитьбе (замужеству) на ком-либо, обладающем меньшими защитными силами или же зараженном другим миазмом, находящимся в более активной стадии развития.

Чем больше я изучаю скрофулез, тем больше я обнаруживаю во всех его проявлениях симптомы сифилиса, и ни один опытный и добро­совестный врач-гомеопат не может не увидеть этого сходства с сифили­тическим миазмом. Даже если вы проследите историю развития данно­го скрофулеза вплоть до четвертого колена, вы непременно обнаружите в ней симптомы сифилиса — этого порождения греха. Порок и распут­ство его компаньоны; он процветает там, где грязь и нищета, хотя обна­ружить его можно повсюду, как в лачугах бедняков, так и в королев­ских дворцах.