Боянус Карл. Открытие больницы 14 сентября 1873 года в присутствии инспектора Врачебной управы барона Майделя и его высказывания — 68 —

— 68 —

К сожалению, не все члены Общества разделяли взгляд его на дело. Так, еще до выхода в свет журнала, когда однако же был уже утвержден проект издания его, один из членов находил журнал вовсе ненужным и убыточным, потому-де, что большинство занимающихся и интересующихся гомеопатией владеет иностранными языками и на русский журнал подписываться не станет. Он предлагал деньги, назначенные на издание журнала, употребить лучше на образование фельдшеров-гомеопатов для провинций, о чем войти в сношение с губернскими земскими управами, где давно уже сознан недостаток во врачебной помощи для народа и где легко будет встретить содействие и сочувствие этому делу. Ему справедливо возразили, что фельдшеров и лекарей- гомеопатов можно образовать только при гомеопатической больнице, которой еще нет; платить же деньги за образование фельдшеров в Медико-хирургическую академию значило бы приготовлять не гомеопатов, а тех же аллопатов, отчего Общество ничего не выиграет. Другие, видя возраставший рост Общества и в числе членов его, и в успешном ходе лечебницы, и в удачном относительно короткого срока времени cбopе пожертвований, громко заговорили, что наступила пора положить начало и больнице в виде небольшого числа постоянных кроватей при лечебнице.

Это были те горячие нетерпеливые приверженцы гомеопатии, которые, по словам Дерикера, хотели бы сразу все перевернуть, сокрушить и стереть с лица земли всю старую медицину и вместо нее в каждой деревне водворить по врачу-гомеопату. Такая ревность не по разуму всегда встречала оппозицию в лице Дерикера и Флеминга, но, к сожалению, голос их поддерживался лишь меньшинством; они советовали лучше подождать накопления средств на учреждение настоящей больницы и указывали на невыгоды содержания малого числа кроватей при лечебнице. Большинство же, опираясь на нередко выражавшуюся в публике потребность больничных кроватей, настаивало на учреждении «для начала» хотя самого малого числа, поставляя при этом на вид, что лечебница для приходящих учреждена с крайне ничтожными средствами, а ведь идет же, притом с видимым успехом… Меньшинство против этого возражало, что стоимость учреждения и содержания кроватей, не говоря о сложности условий, в десять раз больше стоимости содержания помещения для приходящих и непременно требует обеспечения достаточным капиталом, между тем как пожертвования на больницу стекаются медленно: в пять лет существования Общества набралось всего только 6 000 р.; что рискованное, несвоевременное учреждение, не по средствам, может оказаться несостоятельным и поставить Общество в крайне затруднительное положение. Но не помогли никакие доводы, никакие возражения: большинство решило учредить при лечебнице 10 постоянных кроватей.

Больница эта была открыта 14 сентября 1873 года в присутствии инспектора Врачебной управы барона Майделя и нескольких почетных членов Общества врачей-гомеопатов. Секретарь общества Дерикер сказал при этом случае речь, в которой, между прочим, было выражено, что лечебница гомеопатов, при постепенном росте и преуспеянии, послужит к упрочению положения гомеопатии в России и что при том направлении, которое уже принято физиологической школой, сближение с гомеопатией становится очевидным. Нынешние аллопаты, как свидетельствуют рецепты, очень часто прописывают одно простое средство, смешанное только с индифферентной жидкостью, и даже в малых сравнительно долях грана. «Еще несколько шагов по этому пути, — говорил Дерикер, — и недалеко будет до устранения всех противоречий, до слияния обеих школ в одну общую медицинскую науку». Барон Майдель, как представитель той школы, которой коснулся в своей речи Дерикер, отвечал: «Не будучи вовсе убежден в верности оснований гомеопатического учения, я однакож нисколько не противник его и желаю новому учреждению полного успеха именно для того, чтобы при посредстве его могли быть собираемы доказательные научные факты. Слияние собственно я считаю даже ненужным. Напротив, гомеопатия самостоятельная, отдельно стоящая, полезна именно тем, что составляет оппозицию аллопатии, а из противоречия, из борьбы мнений, всегда вырабатывается научная истина. И этой-то научной борьбе я вполне сочувствую». Дерикер, приводя слова барона Майделя в журнале С.-Петербургских врачей-гомеопатов, прибавляет: «Дай Бог, чтобы побольше было врачей-аллопатов, которые бы относились к нашему делу в этом смысле. От честной борьбы на почве науки и во имя правды мы не отступим».

Дай Бог, скажем и мы, но только едва ли в словах почтенного барона как представителя медицинской администрации можно усматривать что-либо утешительное для положения гомеопатической науки у нас в России. Хотя, по-видимому, в них и выражается терпимость, которую мы так желали бы видеть у наших противников, но нам кажется, что желание барона Майделя полного успеха Обществу гомеопатов было ничто иное, как вежливость гостя, как любезность, вызванная приличием — не более. Он желает полного успеха Обществу, но в тоже время находит, что слияние гомеопатии и аллопатии в одну медицинскую ненужно, потому-де, что «из противоречия, из борьбы мнений всегда вырабатывается научная истина». Но позволим себе спросить г. Майделя: какой же будет прок в этих «истинах», если они в конце концов не приведут к соглашению; если одна сторона будет признавать истиной то, в чем другая будет находить заблуждение? Истина одна, и она-то должна два учения привести наконец к соглашению; отрицать необходимость слияния их, по нашему мнению, значит не желать успехов ни гомеопатии, ни аллопатии. Если бы барон Майдель даже и не высказал своего взгляда относительно слияния двух существующих медицинских школ, то и тогда мы затруднились бы поверить искренности его желания успехов гомеопатическому Обществу, ибо не дальше, как семь лет тому назад, он же, барон Майдель, правда, прикрываясь именем генерал-штаб-доктора по гражданской части Рихтера, смотрел на гомеопатию как на шарлатанство, оскорбляющее достоинство врачей всей России — неужели в 1873 году мнение его изменилось? Здесь кстати будет рассказать о случае, давшем г. Майделю повод высказаться таким образом о гомеопатии.

В декабре 1866 года в St. Petersburger medizinische Zeitschrift он поместил некролог д-ра Розенбергера. Говоря о деятельности почтенного врача как консультанта женского отделения С.-Петербургской чернорабочей больницы, он выражается так: «Лечение в этом отделении больницы было гомеопатическое и находилось под непосредственным покровительством министра внутренних дел и других высокопоставленных лиц. Генерал-штаб-доктор по гражданской части Рихтер очень хорошо понимал, что шарлатанство гомеопатов, будучи поставлено наравне с господствующей медициной, оскорбляло достоинство врачей не только Петербурга, но и всей империи, и что другие подобные же системы, лишенные всякого научного основания, но покровительствуемые и искусственно поддерживаемые высокопоставленными особами, должны пагубно отразиться на сословии врачей, а потому счел необходимым поставить гомеопатическое лечение, введенное в упомянутой больнице, под контроль беспристрастного наблюдателя, для чего и избрал д-ра Розенбергера. Последний не имел никакого желания выводить из заблуждения проповедников гомеопатии; что же касается до ее приверженцев, то осветить их слепую веру он предоставил времени и прогрессу в их умственном развитии. Нам очень хорошо известно, что д-р Розенбергер в качестве наблюдателя прожил тяжелые минуты, но что в то же время он основательно вникнул в сущность гомеопатии».

Спрашиваем: можно ли в этих словах найти что-либо соответствующее тем благим пожеланиям, с какими барон Майдель отнесся 14 сентября 1873 г. к гомеопатам? Слыша из уст его откровенное признание в несогласии его с основаниями учения Ганемана и мнение о бесполезности слияния его с общепринятой медициной, не вправе ли мы думать, что взгляд его на гомеопатию остался тот же, какой был семь лет тому назад, и что в беспристрастных, по-видимому, словах его звучит другой смысл, а именно: «Мы не знаем и не хотим знать гомеопатии, а потому незачем и говорить о слиянии ее с научной медициной; бороться мы будем, но с тем, чтобы уничтожить ее: сила на нашей стороне».

По крайней мере мы лично не иначе понимаем борона Майделя.