Гомеопатическое лечение точно оп­ределено наблюдаемыми у пациента патологическими состояниями. -27-

-27-

Хотя не нужно забывать, что гомеопатическое лечение точно оп­ределено наблюдаемыми у пациента патологическими состояниями и что совокупность имеющихся впечатлений и ощущений, так же как и установленных объективных симптомов, подобна патогенезу на­значенного для лечения лекарственного средства, и эта взаимосвязь в какой-то степени автоматически подводит нас к необходимому лекарст­ву уже в процессе обследования.

Наблюдать больного совсем не сложно. Необходимо лишь не толь­ко смотреть на больного, но и «видеть» его, не только слушать, но и «понимать» его слова, не только спрашивать, но и систематизировать его ответы.

Чтобы у вас сложилось четкое представление о деятельности врача-гомеопата, я более подробно расскажу, как нужно проводить гомеопа­тическое наблюдение. Вы увидите, что врачу-гомеопату достаточно малейшего симптома, жеста, манеры поведения, размышления, впечатления. Вы поймете тогда, какую огромную работу проводит на­блюдатель , как он напрягает все свои умственные способности, чтобы ничего не упустить и не забыть из того, что поможет ему установить точный диагноз, одновременно клинический и терапевтический.

Не будем погружаться в теорию, займемся практикой. Вы находи­тесь в своем кабинете, открывается дверь, входит пациент. Сможете ли вы с первого взгляда, — нет, не установить диагноз, это было бы смешно, — но сделать для себя хоть какие-то полезные выводы?

Разумеется, да!

Вот перед вами ребенок, который не может усидеть на месте. Едва войдя в кабинет, он сразу же взбирается на кресло, затем соскакивает и бежит к камину, снова возвращается к вашему столу и передвигает на нем то один предмет, то другой. Через минуту он уже сидит верхом на спинке вашего дивана. При этой суматошной беготне, которую не в си­лах прекратить даже его мать, вы сразу вспомните о Chamomilla.

А вот уже другой ребенок нерешительно входит в ваш кабинет. Очень робкий, он медленно приближается к вам, тихонько подталкивае­мый своими родителями. Вы едва успеваете задать ему несколько во­просов, как он разражается слезами, но плачет он тихо, скорбно глядя на вас. Как только вы пытаетесь приблизиться к нему, он убегает от вас и прячется за мать, обхватывая ее своими маленькими ручонками. Этому ребенку нужна_Silicea.

А теперь посмотрите на этого двухлетнего малыша большого и толстого, кажущегося на удивление здоровым. Едва войдя в кабинет, он начинает кричать или, скорее, даже вопить. Он будет вопить и отбивать­ся от вас и во время осмотра, но, как только вы закончите осмотр и отойдете к своему столу, чтобы выписать рецепт, он сразу успокоится и в ответ на выговор матери на его непозволительное поведение, он спо­койно ответит, что вы очень милый доктор. Это Antimonium crudum.

Но не думайте, что мы выпишем эти препараты, основываясь только на этих простых наблюдениях. Когда врач-гомеопат проводит наблюде­ние, он отмечает все симптомы. Характерные симптомы примечательны тем, что ориентируют врача на определенные лекарственные средства, аналогично тому, как в аллопатической медицине существуют «сигнальные симптомы», ориентирующие врача на определенный диагноз.

Разумеется, врач-гомеопат не назначит Chamomilla, Silicea или Antimonium crudum только на основании тех симптомов, которые я только что описал, но он подумает о Chamomilla, Silicea, Antimonium crudum и, руководствуясь логикой, станет искать у этих детей другие характерные для этих препаратов симптомы, которые он должен хорошо знать, т. к. изучал гомеопатическую Materia Medica. ,

Возьмем теперь взрослых.

Вот в кабинет входит, громко стуча каблуками, важный господин. Не спрашивая разрешения, он кладет свою трость и шляпу на ваш стол и резким голосом, энергично жестикулируя, объясняет, какие у него про­блемы. Он очень удивляется, когда вы предлагаете ему раздеться для осмотра — разве он уже не объяснил все подробно?

Во время осмотра он часто покашливает, как будто не может изба­виться от застрявшей в глотке слизи, или постоянно насвистывает. Не думайте, что он плохо воспитан, но подумайте о Lycopodium.

А вот другой господин, который входит к вам весь багровый -красное лицо, красные уши, ему жарко, он жалуется на духоту в вашем кабинете. Если он завсегдатай врачебных кабинетов, то просит вы­ключить обогреватель. Если вы долго будете осматривать такого паци­ента, то ему станет дурно. Этому нужен Sulphur.

Входит взволнованная и озабоченная дама. Она быстро начинает излагать свою историю, а точнее истории. Врач не в состоянии ее оста­новить, т. к. она просто не слушает его, перепрыгивая с одного предмета на другой, — трещит, как пулемет! У нее все перемешалось, и та беспоря­дочность, с которой она излагает свои жалобы, события, с ней происхо­дящие, и решения, которые она должна принять, — все это могло бы вы­звать у врача улыбку, если бы ему не нужно было на основании этих жалоб ставить клинический и терапевтический диагноз. Но это уже не составит труда, так как такое поведение характерно для Lachesis.