Народ: клетки и ткани. -102-

Я уже описывал в предыдущих своих работах, как меняется фунЫ ционирование клетки в зависимости от конституционного типа человека и как определение карбонической, фосфорической или фтористой конституции позволяет определить необходимый минеральный препа­рат при деминерализации организма в соответствии с имеющейся ту­беркулезной или сифилитической этиологией.

Как врачи вы все прекрасно знаете характерные признаки гидроге-ноидной конституции, описанной Гроуфоглем.

Задержка жидкости в организме, гидремия, может быть вызвана двумя причинами:

• ретенцией хлора в организме, фиксирующего избыток воды, и в этом случае необходим Natrum muriaticum;

• или уменьшением естественного выведения остаточной жидкости из тканей, и в этом случае показан Natrum suiphuricum.

Разберем более подробно этот второй случай, когда организм за­держивает воду, которую в норме должен выводить. Уже Грауфогль указывал на благоприятное действие при подобных состояниях на­значаемых попеременно Nux vomica и Ipecacuanha. И действительно, под действием этих препаратов остаточная жидкость выводится из орга­низма, и симптомы гидремии исчезают. Назначение этих препаратов как дополняющих Natrum suiphuricum часто бывает необходимым для дос­тижения быстрых положительных результатов, но они не единственные дополняющие действие Natrum suiphuricum, лекарственные средства.

Рассмотрим следующий случай из практики.

14 февраля 1923 г. ко мне обратилась девушка 24-х лет, с детства страдающая энтеритом с диареей. Первый раз диагноз «энтерит» ей по­ставили в 6 недель, и продолжалось это в течение года. С 3 до 15 лет она страдала от частых кишечных расстройств, в 6 лет перенесла корь, а в 18 — коклюш. Два раза ей удаляли миндалины, в 20 лет вырезали аппен­дицит, а в 21 год она страдала от сильнейшего фурункулеза.

Когда она пришла ко мне на прием, то жаловалась на постоянные расстройства пищеварения, при которых не помогали никакие мно­гочисленные лекарства, назначаемые врачами-аллопатами. Не было ни­какой боли, но утром постоянно наблюдалось вздутие живота с урчанием и метеоризмом. Вскоре после завтрака появлялись неотлож­ные позывы к дефекации и отхождение жидкого или мягкого неоформ­ленного стула несколькими порциями, сопровождаемое обильным отхождением газов. Это состояние длится недолго, но появляется оно ре­гулярно. Состояние ухудшается от влажности, и особенно сильные при­ступы энтерита появляются в дождливую погоду. Также она жаловалась на приступы удушья и временами появляющийся общий отек; особенно отекают пальцы, больная не может снять свои кольца. Менструации нормальные, обильные бели. Часто появляется насморк, но без кашля.

14 февраля был назначен Natrum sulphuricum 1С, а 15 дней спустя Tuberculinum 1С вместе с Rhus tox. 5С и China 5С в качестве дополняю­щих лекарственных средств.

9 марта больная менее удрученная, больше нет удушья и диареи, давление 130×80, бели исчезли, стул все еще мягкий, но уже не такой частый. Я ничего не назначил и предложил прийти еще раз через месяц.

21 июня больная снова пришла на прием. Кишечные расстройства, которые полностью исчезли после 29 марта, снова появились 15 дней назад. Теперь диарея появилась сразу же после завтрака и сопровожда­лась болями, заставляющими пациентку сгибаться пополам.

Я назначил Natrum sulphuricum 1С и Tuberculinum 1С по две дозы каждого, которые следует принимать с 15-дневным интервалом, China 5С и Magnesia phosphorica 5С как дополняющие лекарства.

Больная полностью выздоровела и в июле вышла замуж. В течение нескольких лет повторения приступов не наблюдалось.

Рассмотрим другой пример.

Вот уже около двенадцати лет я лечу 54-летнюю женщину. Первый раз она пришла ко мне в январе 1915 г. с жалобами на расстройство пи­щеварения и на сильную физическую и психическую депрессию. Ей ни­когда не ставили четкого диагноза, хотя она всегда чувствовала себя неважно, а в последнее время появились сильные маточные крово­течения как осложнения фибромы матки. Ей сделали полную гистероэктомию в 42 года.

Расстройство пищеварения проявлялось приступами диареи после еды, особенно после завтрака, сопровождаемыми отхождением обиль­ных газов с тошнотворным запахом. Она долго лечилась у врачей-аллопатов по этому поводу, но без эффекта. Больная заметила, что ее состояние ухудшается после употребления грибов, рыбы и картофеля, что она особенно сильно устает в дождливую погоду. У нее время от времени отекают лицо, ноги и руки до такой степени, что она не может снять кольца, но ни при одном анализе белка в моче обнаружено не бы­ло. При обследовании констатируется усиление второго аортального шума, хотя давление 150×70, кожа не желтая, но имеется ксантелазма.

Назначение чередующихся через каждые 15 дней Natrum sul­phuricum 1С и Lachesis 1С и дополнительно Solidago virga 5С быстро улучшает состояние больной.

В феврале 1920 г. эта больная снова пришла ко мне на прием с жа­лобами на боли в суставах, в основном в суставах пальцев рук и ног. Она снова чувствует сильную усталость; когда она поднимается с места, то испытывает боль; из-за опухания пальцев рук она не может носить сум­ки. Это продолжается уже в течение двух месяцев, во время которых стоит дождливая погода.

Две дозы Natrum sulphuricum 1С, принятые с интервалом в 15 дней, в сочетании с Solidago virga 6С и Dulcamara 5С, которые больная при­нимала ежедневно, устранили все имеющиеся симптомы. Но когда боли в суставах исчезли, появились боли со стороны печени, которые ушли после назначения Berberis 5С.

В дальнейшем у больной периодически появлялись ревматические приступы или расстройства пищеварения, всегда только во время плохой погоды — в феврале и ноябре 1921 г., в январе 1922 г., в феврале и октябре 1923 г., — но всегда доза Natrum sulphuricum 1С, дополненная Rhus toxi­codendron 5С или Nux moschata 5С, быстро снимала эти приступы.

Приведу еще один клинический случай, вспоминая который я все­гда испытываю чувство удовлетворения.

В январе 1922 г. ко мне на прием пришла 26-летняя женщина. В детстве она страдала от энтерита, который проявлялся частыми диарея­ми, и долго лечилась в Лозанне; в 18 лет и в 21 год она перенесла при­ступы почечной колики. В 24 года, не жалуясь на здоровье, пациентка выходит замуж. До замужества женщина весила 53 кг, но как только она забеременела, то стала стремительно толстеть, причем это было что-то вроде общего отека, но белка в моче не находили.

Из-за этого отека она не могла ничего делать и в момент родов ве­сила 82 кг. Ее врач-акушер предположил, что у его пациентки гиперхло-рурия, и назначил ей строгую диету, состоящую из молока, фруктов и овощей и исключающую соль, боясь осложнений в ходе беременности. Она рожает болезненного ребенка и сразу же начинает худеть, ее вес стабилизируется и составляет 67 кг.

В апреле 1921 г. пациентка снова беременеет и опять начинает оте­кать. С самого начала беременности ей опять устанавливают строгую диету, но в июле 1921 г. происходит самопроизвольный выкидыш.

Когда она пришла ко мне на прием в первый раз в январе 1922 г., пациентка снова была на втором месяце беременности и опять стала отекать. Наивно думая, что все дело во враче, она поменяла акушера-гинеколога, но и новый не знает, что делать с ее отеками, ведь анализ мочи на белок отрицательный, а со стороны матки все в порядке. Жен­щина передвигается с большим трудом, страдает от правосторонней ишиалгии и люмбаго, ей трудно дышать. А кроме того, она очень уд­ручена тем, что и новый врач не может ей ничего порекомендовать, кроме прежней диеты.

При опросе было выяснено, что состояние ухудшается в дождли­вую погоду, что подтвердило мое первоначальное предположение о гидрогеноидной конституции. Поэтому я назначил ей одну дозу Natrum suiphuricum 1С и как дополняющее средство Ignatia SC.

На повторный прием эта пациентка пришла ко мне в феврале 1922 г. Ноги менее отечные, дыхание не такое затрудненное, мочеиспускание стало более частым. Анализ мочи: плотность — 1018 на литр; ацетон -0,025; мочевина — 20,30 г; мочевая кислота — 0,57; фосфаты — 1,62; хло­риды -12,93 г; присутствие коли-бактерий. Больная жалуется на сильное вздутие живота со жжением в желудке, сильным метеоризмом и запо­ром, во время которого мочеиспускание становится редким, моча стано­вится более темной. Ишиалгия еще есть, но меньше. При осмотре уста­новлено, что печень увеличена и чувствительна при дотрагивании.

Я назначаю Lycopodium 5С две дозы с интервалом в 12 дней и как дополняющие Nux moschata 5С и Solidago virga 6С.

13 марта больная снова пришла на прием. Состояние ее значительно улучшилось, что сразу стало заметно: отеков почти нет. Печень в норме, только сохраняется еще нарушение мочеиспускания.

Назначен Lycopodium 5С две дозы с интервалом в 5 дней, Nux moschata 5С и Berberis 5С в чередовании через день: один день — Nux moschata, другой — Berberis.

17 апреля больная чувствует себя хорошо, жалуется только на за­пор, незначительное отекание рук и легкую тахикардию, появляющуюся после еды и при физической нагрузке. Никаких изменений со стороны сердца не выявлено, давление 140×80.

Назначена одна доза Thuja 1С и спустя 15 дней одна доза Lycopo­dium 1С, а как дополняющие — Nux moschata 5С и Spigelia 5С.

Пациентка нормально переносит свою беременность, но в июне появились приступообразные боли в животе, заставляющие ее сгибаться пополам, небольшое улучшение наступает от теплых компрессов. Colo­cynthis быстро снял эти боли.

В начале сентября женщина родила здорового мальчика.

Таким образом, мы видим, что Aranea diadema, Nux moschata, Nux vomica, Ipecacuanha, Dulcamara и Rhus tox. являются лекарствами дре­нирования при гидрогеноидной конституции. Их можно даже назначать исходя из основного препарата: Thuja — Aranea diadema; Nux moschata; Sulphur — Nux vomica; Calcarea carbonica — Ipecacuanha, Dulcamara; Tu­berculinum — Rhus tox. Такие связи установлены между основными и до­полняющими лекарствами.