ЖЕЛУДОК

ЖЕЛУДОК
Желудок как орган, выполняющий столь сложные функции, дает нам множество симптомов, свидетельствующих о присутствии в орга­низме миазма Psora. Мы попробуем описать лишь некоторые симптомы — маркеры этого миазма или те, которые можно назвать характерными для псорного или туберкулезного пациента. Обычно действие миазмов заметно проявляется в каких-либо иных частях тела и органах, прежде чем это действие станет очевидным и в сфере пищеварения.

Рассматривая симптомы, свидетельствующие о нарушении пище­варения, мы не должны ограничиваться только лишь функцией желуд­ка, но должны смотреть глубже. Нарушение пищеварения, как и все другие нарушенные функции, имеет в своей основе расстройство жиз­ненной силы, и симптомы со стороны желудка являются такими же вторичными проявлениями, как экзема, рожистое воспаление или лю­бая кожная сыпь. Иначе говоря, расстройство желудка любой этиологии есть ничто иное, как попытка организма уничтожить последствия дея­тельности миазма, вывести его токсины наружу.

Процесс пищеварения начинается в самой клетке на молекулярном уровне и распространяется от периферии к центру и обратно, от активи­зирующего ядра к внешнему периметру клетки. И как только активизи­рующее ядро получает неактивизированную субстанцию, т. е. новое пищевое вещество, оно активизирует его и выталкивает наружу. Этот непрерывный процесс продолжается до тех пор, пока продолжается са­ма жизнь. При патологических состояниях или при переедании эти ак­тивизирующие центры перегружены и питательное вещество проходит слишком быстро через эти активизирующие центры. Результатом этого является недостаточно активизированная органическая ткань — она рыхлая, вялая, дряблая, не имеет силы и тонуса здоровой ткани, а в ре­зультате возникают несварение и желудочные расстройства во всех их досадных формах и проявлениях. Мы иногда наблюдаем нечто подобное при заживлении ран и язв, где для ускорения данного процесса ис­пользуется локальное лечение или местно действующие лекарства, такие как Calendula, перуанский бальзам и другие стимулирующие сред­ства. В результате ускоренных процессов заживления формируется ложная грануляционная ткань, которая появляется внезапно вместо здоровой ткани.

Иногда при миазмах Psora и псевдоPsora встречаются такие пси­хические симптомы, как «ощущение слабости в желудке» и потреб­ность организма в пище в любой непредвиденный час. «Чувство голода ночью» — весьма характерный, чисто псорный симптом, на который мы всегда можем положиться. Чувство голода, появляющееся вскоре после приема пищи, также является симптомом — маркером миазма Psora. Чувство голода с ощущением пустоты в эпигастрии в 10 часов утра или между 10 и 11 часами — симптом, обнаруживающийся у псевдопсорных пациентов, когда преобладают симптомы туберкулеза. Это очень харак­терный симптом, который довольно часто встречается в терапевтической практике. Именно такие необычные симптомы мы обнаруживаем при действии самого разрушительного из всех миазмов — псевдоPsora.

С другой стороны, мы наблюдаем прямо противоположные сим­птомы у истинно псорных пациентов, а именно распирание с сильным вздутием живота из-за скопления газов, брожения пищи и метеоризм. Рокот, урчание, бульканье, беспокойство в животе из-за образования газов — симптомы, относящиеся не только к желудку, но ко всему же­лудочно-кишечному тракту. В организме может присутствовать и дру­гой миазм, но все же эти симптомы относятся только к миазму Psora.

Часто появляющиеся кислые или горькие отрыжки, иногда имею­щие привкус недавно съеденной пищи, но могут быть также жирными, маслянистыми; нередко отрыжки сопровождаются изжогой, тошнотой, чувством слабости в эпигастрии со скоплением во рту слюны (изжога). Кислые отрыжки и жжение в пищеводе с чувством голода или без него; чувство голода, которое уменьшается, если пациент совсем немного поест. После этого иногда возникает чувство полноты в желудке, рас­пирание в груди или горле. Псорные пациенты испытывают отвраще­ние к вареной пище, они любят только жареную и сильно приправлен­ную специями пищу. Туберкулезные пациенты любят мясо, они едят его всю жизнь, с самого детства, так как никакая другая пища, кроме мяса, не способна их насытить.

Я абсолютно убежден, что мясо не является здоровой пищей — это совершенно противоестественная еда. Фактически мясо скорее испол­няет роль стимулирующего средства, нежели пищи. Длительное упот­ребление мяса производит в организме состояния, сходные с состоя­ниями, вызываемыми употреблением, точнее злоупотреблением, алкоголя. Капилляры становятся переполненными кровью и расширенными, сердечная деятельность ослабевает, пульс становится сдавленным, сер­дечная мышца дряблая. Нарушается деятельность сердца, из-за чего появляются частые приливы крови к лицу, кровь скапливается в легких и в мозге при физических нагрузках, восхождении на гору, при быстром беге, например, когда пациент спешит на автобус или трамвай. Люди жили бы дольше, были более выносливы и стойки к невзгодам, лучше бы переносили холод и жару, если бы навсегда исключили из своего рациона мясо. Рабочий люд Китая и Японии обладает такой же вынос­ливостью и крепостью, как и любой другой народ, хотя питается ис­ключительно растительной пищей, преимущественно рисом.

Когда эти любители мяса приходят ко мне с заболеваниями сердца или с желудочными расстройствами, я сразу же исключаю из их рацио­на мясо, и стоит посмотреть, как быстро улучшается их сердечная дея­тельность. Пища в их желудках перестает бродить, скверное дыхание исчезает, перестают скапливаться газы в желудочно-кишечном тракте. Мясо, жиры и растительная пища не сочетаются и не перевариваются в желудках псорных или туберкулезных пациентов, поэтому, даже не ус­пев достигнуть возраста половой зрелости, они уже обращаются к врачу по поводу проблем с желудком.

Я рассуждаю сейчас не только как врач, не только исходя из своего врачебного опыта, но и с позиции опыта личного. В продолжение шес­ти лет я не употреблял никакого мяса, за исключением рыбы (и то в не­больших количествах через длительные промежутки времени). До пе­рехода на вегетарианскую диету у меня наблюдалось нарушение сер­дечной деятельности, пробежав два квартала, я едва ли не умирал от одышки, а сейчас я могу, если необходимо, пробежать целую милю. Деятельность сердца начала улучшаться мгновенно, и теперь я не испы­тываю головных болей, отрыжек, изжоги, метеоризма, неприятного привкуса во рту, а помимо всего этого я больше не испытываю чрез­мерных пристрастий к острой, сильно приправленной специями пище или к сложным и причудливым блюдам. Мой дневной рацион состоит из одних овощей, фруктов, хлебных злаков и орехов. Мой ум всегда ясен, а аппетит является здоровым по всем параметрам. Таким образом, мы видим, что мясо является болезнетворным продуктом благодаря своим стимулирующим качествам и способности активизировать и пробуждать находящийся в латентном состоянии миазм Psora, не гово­ря уже об огромной вероятности того, что мясо уже изначально может быть зараженным различными паразитами. Поэтому псорные пациенты должны употреблять мясо в умеренных количествах или же вовсе ис­ключить его из рациона, если симптомы миазмов Psora или Sycosis весьма выражены.

Возвращаясь к желудочным симптомам миазма Psora, отметим по­стоянное ноющее ощущение в области эпигастрия, ощущение холода или жара, ощущения тяжести, полноты, распирания, напряжения, пус­тоты, слабости, дурноты, различные ощущения тяжелых предметов, например, ощущение камня или кома в желудке. Ощущается биение и пульсация, присутствует ощущение сдавления после еды, одышка, го­ловокружение, дурнота, слабость, беспокойство, тревога, болезненность эпигастрия при надавливании. Потливость после еды, чувство устало­сти и сонливость после еды такая, что человек засыпает. После еды возникают боль, колика, тошнота, рвота или диарея и желудочно-ки­шечные расстройства самых различных форм и видов.

Большинство симптомов миазма Psora, касающихся пищеварения, появляются после еды. Например, после еды пациент испытывает го­ловные боли, метеоризм или диспепсию, сопровождаемую метеориз­мом, чувство усталости, сонливость, тошноту, рвоту, сердцебиение, кашель, боли в различных органах, особенно в области печени. В под­реберье или эпигастрии присутствуют боли режущего или спастическо­го характера. Очень многие желудочные симптомы временно облегча­ются от еды, горячих напитков, горячих компрессов, при отрыжках и при умеренном движении. Сикотический пациент, особенно ребенок, испытывает ухудшение после употребления любой пищи, а легче ему становится, когда он лежит на животе или надавливает на область желудка, а также интенсивно двигается, ходит, раскачивается и т. п. Боли в желудке, характерные для миазма Sycosis, всегда имеют спастический или коликообразный характер, они пароксизмальные, облегчаются при движении и сильном надавливании. Псорный пациент не выносит при­косновения во время боли, потому что даже незначительное надавлива­ние для него невыносимо.

Существует множество других желудочных симптомов, относящих­ся к миазму Psora, в частности, симптомы злокачественного характера, которые будут подробнее рассмотрены во II-м томе данной работы.

В завершение я хотел бы сказать несколько слов по поводу диеты псорного пациента. Псорные пациенты усваивают мясо лучше, чем сикотические. Мясо, в случае наличия миазма Sycosis, стимулирует выработку мочевой кислоты и развитие подагрического диатеза, поэтому сикотические пациенты также чувствуют себя лучше на вегетарианской диете. Если сикотическому пациенту требуется азотосодержащая пища, лучше включите в его рацион орехи, бобовые, пресный сыр и т. п. Туберкулезному пациенту жиры и жирная пища подходят лучше, чем людям-носителям миазмов Psora или Sycosis. Туберкулезный пациент любит очень соленую пищу, фактически эти пациенты не способны обходиться без соли и употребляют ее в больших количествах. Крахмалистая пища является тяжелой для туберкулезных пациентов и в боль­шинстве случаев данную пищу требуется из их рациона полностью ис­ключить, особенно это относится к маленьким детям. Туберкулезные пациенты любят мясо, и, как мы уже отмечали выше, мясо им никогда не надоедает, однако многие из них отвергают жирное мясо, предпочи­тая мясо постное. Псорный пациент любит сахар и различные сладости, которых никогда не бывает для него много, этот чисто псорный сим­птом обнаруживается в патогенезе Sulphur.

Читатель, конечно, помнит о том, что «пищевые пристрастия и влечения пациента являются базовыми миазматическими симптомами и представляют для нас огромную терапевтическую ценность».

Сифилитический пациент испытывает отвращение к мясу. При по­вышении температуры или расстройстве функции печени псорные па­циенты нередко испытывают отвращение к сладостям и хотят кислых напитков, таких как лимонад, кислые фруктовые соки, пахта, но вообще они очень любят сладкое. Сикотические и псорные пациенты получают облегчение от горячих напитков и предпочитают горячую или же теп­лую пищу, сифилитические и туберкулезные пациенты нередко любят холодные пищу и питье. Туберкулезный пациент иногда любит солони­ну, соленую рыбу (например, треску, макрель, селедку), копченый око­рок и различные виды копченого мяса. Он любит эти мясные продукты, в основном, из-за большого содержания в них соли. Другим излюблен­ным продуктом туберкулезных пациентов является картофель: он по­зволит вам исключить из его рациона все что угодно, но только не кар­тофель. Полуторагодовалое дитя способно с жадностью поглощать кар­тофельные блюда. Сикотический пациент предпочитает пиво, жирные соусы и жирное мясо, хорошо приправленные солью, перцем и т. д.

Вышеперечисленные типы пациентов, конечно же, представляют наиболее распространенные и типичные случаи, при смешанных же миазмах могут наблюдаться весьма разнообразные модификации пред­ставленных выше пищевых пристрастий.