Аллен. ИСТОЧНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПАТОГЕННЫХ БАКТЕРИЙ

ИСТОЧНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПАТОГЕННЫХ БАКТЕРИЙ
Вероятно, нет большей загадки, которая так волновала бы и озада­чивала умы медиков, как тема приведенного выше заголовка — источ­ник происхождения микроорганизмов, вызывающих болезни. Ученые выдвигали различные теории, так как этой темой серьезно занимались исследователи всех стран, но, тем не менее, ничего положительного или определенного, так чтобы можно было бы с уверенностью считать, что загадка наконец-то разрешена, эти исследования не дали. Создавалось впечатление, что разгадка этой тайны сдерживается чьей-то могущест­венной рукой, чтобы преподнести ее в качестве подарка одному лишь Бошаму, раскрывшему этот жизненно важный секрет. Работы Бошама, полагаю, до сих пор не переведены на английский язык, и лишь немно­гие из нас узнали его выдающийся ум или познали глубину его любви к наукам, связанным с искусством врачевания. Тем более приятно отме­тить, что его усердие не увлекло его в пустое теоретизирование, так как он слишком практичный и слишком убежденный, чтобы позволить себе углубиться в теорию, особенно в этот критический и важный период мировой истории и научного прогресса.

Как для всех великих целителей, для Бошама не существовало нау­ки или какой-нибудь научной дисциплины, имевших хоть какое-то от­ношение к медицине, которые не интересовали бы его. Его исследова­ния и достижения в области химии далеко опережают подобные работы Пастера и Коха или любого из их предшественников; действительно, он стоит особняком в своей особой сфере исследований. Развитие чело­веческой мысли медленно, однако непрерывно, постоянно и непре­клонно; ее задача — вверх, вперед, к цели, объяснение бесконечного сознания и разгадка неизведанного.

Многие из этих характеристик отмечают ум Бошама. Он начал свои исследования несколько лет назад, и обнаружение им микрозимов (мик­розимы — «живые почки») в меле открыло доступ к секрету жизни, ко­торый прежде был скрыт от сознания человека. Там, где подразумевалось отсутствие жизни, он обнаружил жизнь на самом низком ее уровне. Это была частица неорганического отложения, и мощные перемены, которым она подверглась, все же не смогли полностью уничтожить ее жизненное начало. Эти исследования представляют собой весьма занятное чтение для того, разумеется, кто в принципе заинтересован подобными вопроса­ми. «Когда клетки живого организма больны, — пишет Бошам, — это означает, что микрозимы больны, и они дают рост тому, что ошибоч­но названо патогенными бактериями». Таким образом, мы видим, что патогенные бактерии, или микроорганизмы, не являются причиной пато­логических состояний, но являются исходящими из них результатами. Это является яблоком раздора между двумя школами патологов — теми, кто верит в микроорганизмы как в причину болезни, и теми, кто не верит. В своей работе «Кровь и анатомические элементы, ее поддерживаю­щие» Бошам объясняет, почему в крови существуют как свободные, так и выполняющие определенную функцию микрозимы и почему они не об­наруживаются при обычных условиях. Они кажутся нерушимыми, но, тем не менее, могут быть уничтожены кислотами или сожжены огнем. На симпозиуме в Нанте в 1875 году Бошам представил микрозимы в их свя­зи с процессом брожения и проиллюстрировал эту тему схемами, пока­зывающими развитие микрозимов в бактерии и клетке.

Некоторые микрозимы наблюдались в процессе брожения, а дру­гие уже приняли форму настоящих микроорганизмов, подобных пато­генным бактериям. Особенно ярко Бошам показал, как микрозимы в соответствии с раствором, в который они были помещены, превраща­лись или в клетку, или в бактерию, и в соответствии с тем, как они ста­новились бактериями или клетками, они производили молочную кисло­ту или спирт. За время брожения микрозимы как таковые исчезают, превращаясь в бактерии. Это было продемонстрировано, когда сгусток свежей крови был помещен в практически воздухонепроницаемый со­суд, хотя со временем воздух медленно проникал, воздействуя на внешнюю часть сгустка, и активизировал процесс брожения. Микрози­мы исчезали, но появлялись бактерии по краям сгустка, в то время как в центре сгустка микрозимы идеально сохранились.

Потребовалось бы углубиться в детали различных манипуляций и многочисленных процессов, посредством которых Бошам осуществил свои обширные эксперименты, чтобы до конца понять, каким именно образом он производил различные виды бактерий. Столь аккуратно и тщательно были выполнены эти эксперименты, которые задействовали как животное, так и растительное вещество и даже неорганическое, что мы твердо убеждены: Бошам полностью разгадал тайну происхождения бактерий. Его эксперименты ясно доказывают, что бактерии появляют­ся в процессе жизнедеятельности вследствие воздействия некоего пато­генного или дегенеративного начала, присутствующего в организме, такого как острые или хронические миазмы.