ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ АНТИДОТЫ. ПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ. -51-

-51-

ПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ

Антидот должен назначаться при любом медикаментозном ухуд­шении, являющимся следствием приема лекарств.

Что понимается под медикаментозным ухудшением?

Медикаментозное ухудшение — это появление новых наруше­ний, проявляющихся внезапно или постепенно во время курса го­меопатического лечения. В зависимости от быстроты появления бо­лезненных проявлений различают два случая.

Внезапное ухудшение

Внезапное ухудшение может наблюдаться у больных, которым бы­ли назначены препараты в высоких потенциях, например Sulphur 9С, Natrum muriaticum 9С, Ignatia 9С.

Рассмотрим следующий случай. Врач-гомеопат назначает пациен­ту, страдающему гипертонической болезнью, показанный по имеющим­ся симптомам Sulphur 9С, рекомендуя принять дозу вечером перед сном. На другой день ему звонит жена больного и говорит: «Мой муж как оту­певший, у него страшные головные боли, он почти не мочится и не в состоянии встать с постели».

Это является указанием на то, что врач совершил грубую ошибку. Разумеется, он прописал нужное лекарство, в самый раз подходящее больному, но он прописал Sulphur в потенции 9С, не расспросив больно­го о состоянии его почек и печени. Под влиянием высокой потенции токсины высвободились, но они не могут быть удалены из-за недоста­точного функционирования естественных выводных путей: врач «заблокировал» организм больного, вместо того, чтобы разгрузить его. Ничего этого не произошло бы, если бы врач предварительно сделал анализ крови или мочи. С помощью соответствующего лечения он смог бы активизировать функции печени и почек, проведя таким образом предварительный дренаж, позволяющий вывести токсины.

Рассмотрим другой случай. Речь идет о старом солдате колониаль­ных войск, у которого, с тех пор как он возвратился в Европу, наблюда­ется раз в месяц или раз в шесть недель приступ лихорадки. В интервале между приступами он жалуется на частые головные боли. В этом случае врач сразу же подумал о том хинине, который поглотил больной за мно­гие годы, перенасытив им свой организм, и выписал дозу Natrum muri­aticum 9С. На следующий день больной слег в постель с ужасной цефалгией, какую он еще никогда не испытывал, он с трудом мочится и жалу­ется на сильное чувство голода.

Разумеется, в последующие дни все приходит в норму и в даль­нейшем приступы лихорадки наблюдаются все реже и все слабее и уже не повторяются головные боли, но врач смог бы избежать подобной тя­гостной для больного реакции, не начиная лечения с высоких потенций, действие которых он не мог не знать.

другой случай. Вы часто встречаете больных, у которых обнару­живаются характерные симптомы Ignatia. Никогда никакое лекарство вам не казалось столь показанным. Но будьте осторожны и не забудьте спросить: «Принимали ли вы стрихнин?» В основном, ответ отрицатель­ный. Продолжайте выяснять, какие другие патентованные фармацев­тические средства мог еще принимать больной. Таким образом, вы бы­стро узнаете, злоупотреблял ли больной стрихнином, который ему на­значали, чтобы «поднять на ноги».

Никогда не давайте Ignatia 9С подобному больному. Сразу же поя­вится целый ряд нарушений, драматичный вид которых испугает родст­венников больного, навсегда отвратив их от гомеопатии.

Я вспоминаю об одной больной, которая спустя несколько часов после приема Ignatia 9С, находилась в чрезвычайно возбужденном со­стоянии, совершая спазматические движения головой и конечностями, с ригидностью затылка, контрактурами мышц конечностей, с тремором и судорогами. Потом произошла настоящая нервная разрядка, после чего она почувствовала себя лучше, как будто бы одним махом освободилась от всего стрихнина, который поглощала в течение ряда лет.

Можно привести еще множество подобных примеров. Важно, чтобы врачи знали возможность появления подобных ухудшений, кото­рых они могут избежать. Достаточно дать Nux vomica 5С и Berberis 5С больному с симптомами Sulphur, чтобы у него не было никакого пер­вичного ухудшения. У нашего малярийного больного не было бы никаких неприятностей, если бы он принял заранее Helianthus annus 1С или если за дозой Natrum muriaticum тотчас бы следовала доза Silicea 5С. Что касается больной Ignatia, то Pulsatilla 5C, принятая вовремя, смогла бы почти сразу же устранить появившиеся нарушения и вывод стрихни­на осуществился бы безо всяких осложнений.

По правде говоря, все эти случаи не являются результатом меди­каментозного ухудшения. Описанные расстройства соответствуют толь­ко реакциям больного, вызванным препаратом в высокой потенции. Это является проявлением «криза выведения», резко спровоцированного ле­карством в высокой потенции (1С или 9С). Лекарства, выписываемые вами для уменьшения этого действия, такие, как Nux vomica, Berberis, Silicea, Helianthus, Pulsatilla, не являются настоящими антидотами. Они не нейтрализуют действие данной один раз микродозы, они, наоборот, помогают ей, облегчая выведение высвобожденных токсических ве­ществ, действуя как дренажные средства.

Поэтому, если в начале гомеопатического лечения врач наблюдает (после приема лекарства в высокой потенции) бурную реакцию, не рас­сматривайте эти проявления как ухудшение, но как полезное, благо­творное действие, драматизма которого можно было избежать, если бы вы заранее провели дренирование вашего больного назначением соот­ветствующих препаратов. Интенсивность реакций показывает, что врач-гомеопат попал в точку, что он не ошибся в предписании лекарства. По­старайтесь всегда предупредить ваших больных, особенно новичков, которые никогда не прибегали к гомеопатическому лечению, о возмож­ных первичных ухудшениях состояния.

Часто пациенты бывают, и не без основания, так напуганы этим первичным ухудшением, что тотчас прекращают лечение. Они испыты­вают больше страданий, когда им не помогают лекарства, призванные помочь выведению освобожденных токсинов в результате действия ос­новного лекарства, прописанного в высокой потенции. На практике рез­кого медикаментозного ухудшения почти всегда можно избежать. Оно является результатом погрешности врачебной техники: отсутствие предварительного дренажа организма с сильной интоксикацией. Nux vomica, назначенный после Sulphur, Hydrastis после Thuja и т. д. играют роль дренажных факторов, обеспечивая таким образом выход токсинов, освободившихся в результате действия основного гомеопатического лекарства.

Прогрессирующее ухудшение

Истинное медикаментозное ухудшение будет всегда прогресси­рующим. Оно появляется после длительного назначения гомеопа­тического лекарства в следующих случаях:

• слишком частое повторение лекарства в высокой потенции;

• слишком длительное применение лекарства в низкой потен­ции.

Частое повторение лекарства в высокой потенции

Высокие потенции (7С, 9С) действуют как аутовакцины. При вве­дении человеку аутовакцины вначале отмечают фазу ухудшения, затем фазу улучшения, длящуюся какое-то время, затем снова появляется не­значительное ухудшение, и именно в этот момент, когда действие ауто­вакцины кажется законченным, нужно произвести новую инъекцию. В этом случае фаза ухудшения будет короче, фаза улучшения продолжи­тельней и, именно благодаря постепенным этапам, добиваются желае­мого иммунитета.

Действие препарата в высокой потенции протекает примерно таким же образом. Отрицательная фаза соответствует псевдоухудшению, опи­санному нами ранее, затем появляется положительная фаза, проявляясь состоянием благополучия, эйфории, длящейся довольно продолжитель­ное время в зависимости от лекарства, как правило, 10-12 дней, после чего больной, кажется, возвращается к своему предыдущему состоянию.

Тогда дается вторая доза препарата в высокой потенции, и после более короткой фазы ухудшения, о которой больной часто не имеет ни­какого представления, наступает более продолжительная фаза улучше­ния, длящаяся от 15 до 20 дней.

Именно таким образом, повторяющимися дозами одного и того же лекарственного средства, прописываемого все с более и более длитель­ными интервалами, вы сможете постепенно «восстановить» своего боль­ного.

Такова обычная практика гомеопатического лечения, от которой врач-гомеопат не должен отходить. Вы легко поймете, что, если вы бу­дете повторять дозу Sulphur 9С каждый пятый день, не ожидая окончания действия каждой дозы, вы нанесете вред здоровью вашего больного.

Отрицательная фаза от действия первой дозы лекарства в высокой потенции еще не закончена, но уже дается вторая доза, действие кото­рой препятствует появлению фазы улучшения и таким образом нейтра­лизует положительное действие первой дозы1. Очевидно, что, если врач заставит своего больного принять — как это, к несчастью, делают некото­рые врачи, называющие себя гомеопатами, — высокие потенции Sulphur, Lycopodium, Thuja, Lachesis, чередуя их все каждые 4-6 дней, он посту­пит необдуманно. Все это похоже на то, как если бы врач наносил сво­ему бедному больному множество ударов кулаком то с одной стороны, то с другой. В этом случае появляется множество дополнительных бо­лезненных состояний, требующих прерывания лечения и назначения нового лекарства, способного приостановить пагубное действие этих неуместных назначений.

На практике вы иногда встретите больных, которые приходят к вам «в последний раз», как говорят они, «потому что гомеопатическое лечение не принесло результатов», но вызвало серию странных, испу­гавших их явлений. Расспрашивая их, вы узнаете, что они принимали дозы Sulphur 9С пять или шесть раз за 15 дней или аналогичные, так же часто повторяющиеся дозы Lachesis 9С или Lycopodium 9С.

В качестве иллюстрации вышесказанного рассмотрим следующий пример.

Пусть это будет больной с показаниями к назначению Lachesis, ко­торому врач и дает каждые 3 или 4 дня дозу Lachesis 1С. Неопытный врач думает, что при более частых повторениях будет более быстрый результат, но опытный наблюдатель сразу же станет констатировать усиление симптомов, на основании которых был назначен, — и совер­шенно правильно — Lachesis.

Больной становится слишком предрасположенным к приливам крови — у него уже были приливы крови — его лицо всегда багровое, за­метно биение сонной артерии. Ощущение странгуляции Lachesis, прояв­ляющееся только в жарком помещении или утром, становится постоян­ным и превращается мало-помалу в ощущение сжатия, такое выражен­ное, что пациент не может даже глотать. Все происходит, в общем, так, как если бы вы присутствовали при резком обострении обычных сим­птомов Lachesis, становящихся более острыми, сильными, более «объек­тивными». Показания Lachesis уступает место показаниям Belladonna. Belladonna — это, действительно, гомеопатический антидот Lachesis. Л. Ванье. «Введение в изучение гомеопатии». — Larousse, 1919 г.

Таким образом, Sulphur может быть антидотом Pulsatilla, Lycopo­dium — антидотом China и т. д., когда в усилении болезненных симпто­мов, вызванных повторными приемами высоких потенций, врач узнает симптомы Pulsatilla или Lachesis.

Я вспоминаю, как 20 лет назад меня позвали на консультацию к больному, которому давали повторяющиеся дозы Lycopodium 1С. Спус­тя несколько часов после 3-ей дозы у него появился такой метеоризм, что его живот утроился в объеме и он не мог вынести малейшего при­косновения — обруч ограждал его живот от простыней; его обычная раз­дражительность так усилилась, что теперь он не мог переносить ни ма­лейшего шума, малейшего толчка: внезапно закрывающаяся дверь за­ставляла его вскакивать с постели. Клинически у него были все симпто­мы кишечной непроходимости. Состояние быстро нормализовалось, благодаря приему China и Lycopodium. Вы знаете отношения, объеди­няющие China и Lycopodium. Оба оказывают разрушающее действие на печень, но в патогенезе China более резко выражены обычные симпто­мы Lycopodium. China — это гомеопатический антидот Lycopodium.

Этот простой пример показывает, как можно изучить прогресси­рующее обострение болезни во время лечения, при котором слишком часто повторялись высокие разведения гомеопатических полихрестов.

Длительный прием лекарств в низкой потенции.

Любой врач-аллопат знает, что может вызвать «медикаментозное обострение», если ежедневно в течение длительного времени будет да­вать больному 20 или 30 капель основной настойки какого-нибудь ле­карственного средства. Врач-гомеопат получит аналогичный результат, если будет слишком долго применять гомеопатическое лекарство в по­тенции 1С или 6С. Вы не обнаружите явлений интоксикации, нет, но будете констатировать усиление симптомов, на основании которых вы прописали лекарство.

Bryonia, снявшая в начале боль у вашего больного, кажется, больше не действует; Drosera, которая вроде бы уменьшила кашель у больного коклюшем ребенка, не дает больше результата. Почему? Потому, что вы не соблюдали главного правила, доминирующего над всем гомеопа­тическим предписанием: необходимо сделать интервал в приеме ле­карства сразу же, как появился результат.

Однако не следует думать, что нужно применять гомеопатические лекарства только в тех потенциях, которые приведены в этой книге.

Указывая величину потенции, я лишь указываю, какие — высокие, сред­ние или низкие — потенции следует использовать в том или ином случае.

Старые гомеопаты имели привычку говорить: гомеопатия действу­ет «omni dos, т. е. независимо от величины дозы. И они были правы, при условии, однако, что лекарство подобрано правильно, что характер­ные симптомы лекарства подобны конкретным симптомам болезни. Вы можете найти в сочинениях Кента (Kent) и его учеников прекрасные примеры случаев выздоровления благодаря высокому, один раз данно­му, разведению. Купер (Cooper) описывает блестящие результаты, дос­тигнутые единственной каплей основной тинктуры Scrophularia nodosa или Condurango, принимаемой каждые 15 дней. Но у всех авторов вы найдете мудрый совет не злоупотреблять гомеопатическими средствами, какой бы потенцией вы не пользовались, не назначать более одного пре­парата за раз и избегать частого повторения доз.

Если повторение высоких потенций вызывает серию «несвоевре­менных шоков», способствующих усилению деритмии пациента и раз­ладу его внутреннего состояния, повторение низких разведений и, тем более, основных тинктур, сразу же «добавляет» к действию болезни действие выписанного без разбора лекарства в материальных дозах или пролонгированного действия.