БОЛЕЗНЬ. -91-

Выбор полезной дозы зависит также и от болезни. Я дал такое оп­ределение болезни: «Болезнь — это выражение защиты больного ор­ганизма против силы, которая нарушает его деятельность». Проти­вящаяся сила может быть иногда определенной, тогда известна природа болезни. Защитная сила может быть всегда определена, т. к. ее выраже­ние передается совокупностью характерных реакций каждого индивида, свойственных ему и знание которых позволяет определить показанное лекарство, индивидуализировать его.

Как выбрать нужное разведение в зависимости от болезни? Сразу можно сказать, что острым болезням соответствуют низкие разведения, хроническим — более высокие разведения. Я проводил подобное иссле­дование в 1913 году и сейчас я признаю, что такое разделение было слишком простым, а в некоторых пунктах ошибочным. Мы можем лишь различать лекарства, которые действуют при острых состояниях, от тех, у которых более глубокое действие и которые используются для лечения хронических состояний. Проведенное таким образом различие довольно поверхностно и его строгое соблюдение может привести вас к мно­гочисленным неудачам.

Любая болезнь, какая бы она ни была, способствует последова­тельному более или менее быстрому появлению трех категорий наруше­ний: сенсорных, функциональных, патологических.

Сенсорные расстройства соответствуют проявлениям, которые зависят от сознания индивида, от личностной реакции.

В целом они составляют то, что Леон Доде называет состоянием недомогания, т. е. такое неопределенное состояние, которое включает в себя странные ощущения и самые экстраординарные впечатления. Рас­стройства со стороны органов чувств, различные боли, психические на­рушения соединяются, составляя особенное состояние, которое характеризует больного человека. «Характеризует» — именно то слово, которое нужно, т. к. именно характер и поведение больного глубоко изменены. «Как он изменился с некоторого времени, — говорят окружающие, — из­менился его характер, он должно быть болен».

Эти важные изменения сознания больного развиваются всегда по одной и той же схеме. Резко выраженные в начале болезни, они стира­ются по мере усиления функциональных нарушений и почти полностью исчезают, когда появляются патологические изменения. Их характери­стики тесно связаны с характеристиками конституционального типа больного. Очевидно, что тип Юпитера и тип Сатурна при одной и той же болезни представляют разные реакции, которые могут быть точно определены. Знание конституционального типа больного позволяет предвидеть терапевтическое использование группы определенных ле­карств, и наоборот, диагноз гомеопатического лекарства позволяет ус­тановить конституциональный тип индивида. Типология и гомеопатия очень тесно связаны и истинный врач-гомеопат не может их разобщать в своем сознании.

Функциональные нарушения — это нарушения, которые указыва­ют на расстройство функций органов или систем.

Из-за разных причин, часто внешних, пораженный орган больше не справляется в полном объеме со своей физиологической функцией и врач говорит о недостаточности того или иного органа или системы. Сначала все происходит, словно произошла только поломка, т. к. даже самый тщательный анализ не обнаруживает никакого видимого измене­ния. За этой «поломкой» следует изменение, более или менее глубокое. Изменения всегда появляются в органе, функция которого нарушена.

Болезни сердца — острые поражения отдельных участков — всегда второстепенны по отношению к долгому периоду дисфункции; также и с язвами желудка — частным последствием деритмии субъекта — часто под­держиваемыми неуместным лечением и сопровождаемыми спазма­тическими энтеритами из-за гиперчувствительности пациента. Врачи-аллопаты никогда не осознают ущерба от злоупотребления наперстян­кой или содой. Они не могут до конца понять причину нервной раздра­жительности субъекта, увидеть последствия огорчения, заботы и т. д., которые могут быть нейтрализованы соответствующей терапией.

Не забывайте, что функциональные нарушения варьируют в зави­симости от конституционального типа наблюдаемого больного. Рас­смотрите трех больных с легкой недостаточностью печени: один реаги­рует как Chelidonium: кал обесцвеченный или золотисто-желтого цвета, плавающий в воде; выраженная боль в нижнем углу правой лопатки; при осмотре правая доля печени будет болезненной. Другой отреагирует как Carduus marianus: желчный кал, желчная моча, гепатические пятна на нижней части грудины и выраженная боль в левой доле печени. Третий имеет выраженный тимпанит, увеличенную чувствительную печень и диарею, появляющуюся после приема пищи, болезненную и желтова­тую, с обильным газоотделением; стул будет содержать непереваренную пищу; больной будет истощен. Лекарством в этом случае будет China.

Патологические изменения — это расстройства, вызываемые более или менее глубоким поражением органической ткани, которое может быть конструктивным или деструктивным в зависимости от природы болезни, но из-за которого безвозвратно утрачиваются функции органа, представляя опасность для жизни больного.

Внешние проявления болезни в этом случае одинаковы для всех больных, различие способа реакции не имеет большого значения для двух больных с уремией или атрофическим циррозом. Симптомы, вы­званные изменением в печени, доминируют, и темперамент субъекта проявляется только моральной силой, которую он может проявить перед смертью, близкой и неотвратимой.

Сенсорные расстройства (или, точнее, расстройства со стороны сознания, т. к. я не хотел бы, чтобы вы ограничивали их только измене­нием чувствительности), функциональные нарушения и патологические изменения различаются в зависимости от патологического состояния больного, острого или хронического.

Рассмотрим теперь способ, с помощью которого Ганеман устано­вил первые патогенезы гомеопатических лекарств, экспериментируя на здоровом человеке. Эти патогенезы заполнены многочисленными сен­сорными симптомами, т. е. проявлениями расстройств психики и чувствительности больного, они представляют также многочисленные функциональные симптомы, но патологические симптомы очень редки, и не может быть по-другому, потому что экспериментатор не же­лает самоубийства из-за любви к гомеопатии, оставив, таким образом, своим сотрудникам заботу определить патологии, произведенные в его теле. Однако патологические изменения могут быть изучены, и два свя­зующих элемента между лекарством и патологическим изменением най­дены, с одной стороны, в изучении отравлений ядом (токсикология), с другой стороны, в проведении экспериментов на животных.

Рассмотрите эту схему, и вы поймете всю протяженность действия гомеопатического лекарства и ценность правильно выбранного разведе­ния.

протяженность действия гомеопатического лекарства и ценность правильно выбранного разведе­ния

 

Сенсорным асстройствам соответствуют высокие разведения. Функциональным нарушениям соответствуют средние разведе­ния.

Патологическим изменениям соответствуют низкие разведения.

К примеру, Aconitum. Вы знаете показания к его назначению: «острая гиперемия, вызванная рефлекторным повышением давления, сопровождающаяся физическим и психическим возбуждением с трево­гой».

Изучим теперь клинические случаи, нуждающиеся в назначении Aconitum. Перед вами больной, который имеет все клинические симпто­мы острого аортита; у него тревожное возбуждение, сердечные наруше­ния, которые всегда сопровождаются страхом смерти. Вы правильно думаете о Aconitum, но вы даете его в низкой потенции — ЗС или 4С.

Когда вы наблюдаете больного с теми же расстройствами: возбуждение, тревога, страх смерти, ощущение удушья и стеснение в сердечной области, вызываемое страхом или малейшей эмоцией, но без всякой клиники со стороны сердца, за исключением некоторого эретиз­ма, довольно понятного, проявляющегося непоследовательной тахикар­дией, вы также назначаете Aconitum, но уже в потенции 5C.

Наконец, представьте чрезвычайно нервного пациента с агорафо­бией, которого внезапно беспричинно охватывает тревога со страхом тотчас же умереть. В этом случае вы выпишите Aconitum 1С или 9С.

Изучим другое лекарство: Bryonia.

Если у вашего больного жар, боль, локализованная в определенном участке, и вы констатируете начало плеврального выпота; или вы при­сутствуете при начале острого суставного ревматизма с опуханием сус­тава и скоплением жидкости. В обоих случаях реагирует серозная обо­лочка, т. е. существует патологическое расстройство, чью эволюцию вы можете изменить с помощью Bryonia, характерные симптомы которой вы вскоре найдете: боль, усиливающаяся при малейшем движении и уменьшающаяся при сильном надавливании. Вы выпишите Bryonia 4С.

Но к вам может обратиться больной, который уже давно страдает расстройствами пищеварения. После еды он испытывает ощущение тя­жести, словно у него большой камень в желудке. Несмотря на внешнюю полноту, у него всегда жажда и он выпивает большое количество воды. Запор стойкий, без позывов, кал сухой, твердый, черный, как жженый. В этом случае Bryonia 5С даст лучшие результаты.

Наконец, представьте нервного, тревожного, чрезвычайно раздра­жительного пациента, который гневается из-за пустяков. Необщитель­ный, он не хочет никого принимать, т. к. опасается своего гнева, кото­рый и делает его больным. Всегда озабоченный, всегда подвижный, он встревожен, беспокоится за будущее. Утром, как только он поднимается и делает первое движение, появляется головокружение. Bryonia 7С вы­лечит его.

Рассмотрим Pulsatilla.

Три элемента характеризуют этот препарат: выделения, расстрой­ство кровообращения, особая психика. Обычно вы встретите их все вме­сте, но один из них доминирует, что и является указанием на разведение, которое вы должны использовать.

Патологические изменения: образование абсцесса или ячменя, обильные бели, указывающие на воспаление шейки матки, бронхит с влажным кашлем, но всегда выделения, каково бы ни было их происхо­ждение, желтоватые, густые и нераздражающие — Pulsatilla 4С.

Функциональные нарушения: больная с нарушением кровооб­ращения. Руки более или менее синюшные, щеки темно-красные, больная часто дрожит, тепло ухудшает состояние, ей становится хуже в по­кое и лучше на свежем воздухе. Гипотония постоянная. Менструации нерегулярные, прерывистые: останавливаются на день, чтобы затем вновь появиться — Pulsatilla 5С.

Сенсорные расстройства: это робкая девушка, внешне смирная, настроение обычно раздражительное, меняющееся из-за пустяков, то плачет, то смеется. Когда ее хотят выдать замуж, она упорно противится этому из-за нелогичного страха замужества — Pulsatilla 9С.

На практике можно пользоваться следующим правилом: во всех случаях, где имеются патологические изменения, низкое разведение является правилом, высокое разведение — исключением, и наоборот, во всех случаях, где психические расстройства доминируют, высо­кое разведение — правило, низкие разведения — исключение.

Не может быть по-другому, если вы пытаетесь интерпретировать истинное действие наших разведений.

Низкие разведения (1С — 4С) действуют на ткани и даже органы. Этим объясняется избирательное действие Digitalis на сердечную мыш­цу, Coccus cacti, Serum anguillar и Thlaspi bursa pastoris — на почки, Solidago и Quercus glandium spiritus — на печень и почки, Ceanothus — на селезенку, Soufre d’antimoine dore — на легкие.

Низкие разведения можно часто повторять и использовать про­должительное время. Все происходит так, словно патологически изме­ненный орган нуждается в возбуждающем или постоянно поддержи­вающем его деятельность средстве.

Средние разведения (5С) действуют, в частности, на кровь. Они выступают в качестве дренажных средств, облегчающих кровообраще­ние, улучшающих транспортировку и обмен различных веществ, обес­печивая таким образом более легкую и более быструю утилизацию от­ходов жизнедеятельности, выводя из организма нежелательные токси­ны, которые в нем накопились.

Средние разведения нельзя повторять слишком часто. Необхо­димость их употребления кончается, как только исчезает функциональ­ное расстройство. Их назначение зависит только от наблюдаемых пато­генетических симптомов.

Высокие разведени (1С) действуют на организм более глубоко, их действие более длительное и продолжается в течение нескольких дней. Поэтому препарат в высокой потенции нельзя часто назначать -только через каждые 12 или 15 дней — при условии, что характер­ные симптомы предписанного лекарства все еще наблюдаются. В большинстве случаев трансформация больного организма требует дру­гого лекарства в высокой потенции и гомеопатическое лечение может поэтапно привести больного к выздоровлению, если назначать препара­ты в высоких разведениях в определенном порядке.

Высокопотенцированное лекарство является глубоко действующим лекарственным средством и именно при его назначении наблюдаются наилучшие результаты. Иногда его действие проявляется очень быстро и буквально за несколько часов больной выздоравливает. Или в течение нескольких дней после его приема больной испытывает его действие в виде более или менее выраженных расстройств, вызванных выведением токсинов.

Эту разницу в действии легко объяснить.

В первом случае больной находится в начале своей болезни, перед врачом только человек с «нарушенным жизненным ритмом», пациента волнуют смутные недомогания, которые могут соотноситься только с симпатическими расстройствами или нервным истощением. Все выгля­дит так, словно препарат в высокой потенции восстанавливает нормаль­ный ритм организма чем-то вроде мгновенного каталитического эффек­та: нормальный ритм снова восстановлен, пациент выздоровел.

Во втором случае уже появились функциональные нарушения и имеющиеся симптомы показывают неизбежность необратимого пора­жения органа. Индивид глубоко интоксицирован. Препарат в высоком разведении провоцирует необходимый кризис выведения токсинов и из этого следует, что каждый раз, когда больной недостаточно дрени­рован, наблюдается первичное ухудшение.

Так, вы вскоре отметите формальные противопоказания высоких разведений — недостаточность функции выведения н блокирование внешних органов выведения: недостаточность печени и почек из-за патологических серьезных изменений, последняя стадия рака или тубер­кулеза.

Вывод: при патологических изменениях от сенсорных расстройств до органической деструкции кривая разведений должна быть постоянно нисходящей. Следуя этому правилу, которое несомненно включает в себя определенные исключения, врач-гомеопат не будет иметь особых проблем. Глубоко действующее лекарство, функциональное лекар­ство, лекарство патологических изменений должны объединяться, составляя гибкую терапевтическую совокупность, которую необходимо использовать, если вы действительно хотите вылечить больного и побе­дить болезнь.