ПОЛОВАЯ СФЕРА

ПОЛОВАЯ СФЕРА
Некоторые симптомы со стороны мужских половых органов уже были разобраны в предыдущем разделе, но имеются и многие другие. Миазм Psora, действуя на психику, нередко сосредоточивает психиче­скую деятельность на какой-либо части тела или органе, это особенно характерно для людей определенных нервных типов. Их мозг, контро­лируемый в большей степени страхом, значительно активизирует свои функции, и сознание сосредоточивается на том или ином органе или части тела, нередко на сердце, тогда пациенты считают, что у них забо­левание сердца. Так нередко происходит и в половой сфере, и у псорных пациентов развиваются многообразные сексуальные извращения, которые, вероятно, еще больше выражены при миазме псевдоPsora. Сознание концентрируется на сексуальной сфере, и больные не способ­ны самостоятельно освободиться от подобного разрушительного влия­ния. В итоге они доходят до совершенного краха, как физического, так и душевного, а нередко и нравственного, до настоящего безумия и наи­худших форм мании. Иногда это безумие принимает форму мономании, выражающейся, например, в потребности что-либо украсть, поджечь или в ином разрушительном поведении. При наличии миазма Sycosis, особенно приобретенного, все подобные состояния значительно усу­губляются. Когда мы исследуем такие патологические проявления, как упадок сил, потеря жизненной энергии, снижение или утрата половой потенции, потребность совершать те или иные эксцентричные поступ­ки, то можем получить определенное представление о порочной, раз­рушительной силе, заключенной в латентных наследственных болезнях, произведенных действием миазма Psora и его сообщников — миазмов Lues и Sycosis.

Что касается женщин, то, вероятно, нет более благодатной почвы для деятельности миазмов, чем репродуктивные органы женщин и их половая функция. Почти у каждой женщины обнаруживается та или иная форма дисменореи, и довольно часто выясняется, что все их забо­левания и симптомы усиливаются во время менструации. Мы можем наблюдать всевозможные нарушения не только функции матки и ее придатков, но нередко и всех остальных органов — все они вызваны наличием туберкулезной интоксикации и значительно усугубляются, когда добавляется сикотическая интоксикация. У здорового организма все функции работают нормально, ни одна не нарушена, ни одна не со­провождается болью, поскольку боль — это сигнал об извращении функции. Здоровый человек знает о физиологических функциях, которые выполняют органы его тела, однако он не ощущает их. Но если ор­ганизм болен, человек может испытывать самые разнообразные цитоло­гические ощущения со стороны различных органов, когда организм пы­тается осуществить свои простейшие функции.

Миазматическая интоксикация столь специфически воздействует на эндометрий и придатки, что мы просто не можем ошибиться в отно­шении причины, вызвавшей заболевание, когда обнаруживаем такие симптомы, как острая боль или острый воспалительный процесс, гак как все они имеют сикотическое происхождение. При миазме Lues ред­ко поражаются яичники или матка, миазм Psora же, сам по себе, произ­водит только функциональные нарушения. Иногда встречается патоло­гия, вызванная туберкулезной интоксикацией, но подобные случаи столь редки, что я не стану на них задерживаться.

Заболевания маточных труб мы всегда рассматриваем только как следствие перенесенной гонореи. Существует такое множество различ­ных стадий и модификаций сикотических воспалительных процессов матки и других женских репродуктивных органов, что зачастую бывает весьма трудно однозначно сказать, обусловлены они гонорейной инток­сикацией или нет. В подобных случаях всегда следует помнить не­сколько характерных симптомов сикотической миазматической инток­сикации: спазматические, схваткообразные, пароксизмальные боли, едкие выделения, зуд, болезненное и частое мочеиспускание, селедоч­ный запах или запах тухлой рыбы у выделений, обычно совместно с всегда присутствующими психическими симптомами. При обследова­нии обнаруживается, что слизистая имеет крапчатую, испещренную поверхность. Существует множество других симптомов, которые мож­но было бы долго перечислять, однако нашей темой являются миазмы Psora и псевдоPsora, и мы можем отступить от нее лишь настолько, на­сколько это необходимо для сравнительного анализа.

Миазматические интоксикации не обходят стороной женские по­ловые и репродуктивные органы, поэтому они должны стать объектом самого пристального исследования с точки зрения физиологии, патоло­гии и терапии, а результаты этого исследования должны стать основа­нием для серьезного размышления и детального анализа. В настоящее время разрушительное действие гонорейной интоксикации, поражаю­щей эти органы, очень тревожит как наших ведущих врачей-гомеопатов, так и врачей-аллопатов. Участились случаи, когда приходится при­бегать к помощи хирурга, который удаляет часть или все внутренние половые органы женщины, если не смог помочь терапевт-аллопат. Не смог помочь потому, что ему неизвестна специфика действия сикотиче­ской интоксикации на репродуктивные органы и на весь организм женщины. Его терапевтические познания не столь обширны, врачей-аллопатов на протяжении веков обучали методам подавления, которые в данном случае разрушают болезнетворное действие миазмов Psora и псевдоPsora, когда же появляется новый элемент (миазм Sycosis), врач думает, что сможет действовать прежними методами, т. е. подавить бо­лезнь. Однако позже он обнаруживает, что подавление воспалительных патологических процессов послужило лишь стимулом к дальнейшему развитию болезни, и в итоге развиваются новые патологические про­цессы либо злокачественного, либо воспалительного характера, сводя все его усилия к нулю. Почему так происходит? Потому что в этом слу­чае врач имеет дело не с медленными, постепенно эволюционирующи­ми болезнями, каковыми являются миазмы Psora и псевдоPsora. Врач, никогда не изучавший науку миазматику, историю, природу и харак­терные особенности действия миазмов, распознает их только лишь по нозологическим названиям.

Нарушения менструального цикла у пациенток с туберкулиновой интоксикацией представляют собой картину весьма жестоких страда­ний и разрушительной миазматической деятельности. Главными при­знаками туберкулиновой интоксикации здесь являются изнуряющие, продолжительные и обильные месячные. Кровотечения алой кровью нередко сопровождаются головокружениями, обмороками, бледностью лица, усиливающимися при подъеме из положения лежа. Весьма часто менструации преждевременные, появляются каждые две-три недели, они могут быть болезненными, могут быть безболезненными, но они всегда изнуряющие.

Самочувствие пациентки ухудшается за неделю до начала менст­руации, причем появившиеся симптомы весьма многочисленны: голов­ные боли, боли в пояснице, в спине, желудочные расстройства, неврал­гии и т. д. Иногда месячные сопровождаются диареей, носовыми крово­течениями, повышением температуры, зрительными галлюцинациями. Часто наблюдаются шум в ушах, чувствительность к шуму и различ­ным звукам, потеря аппетита, боли в животе, тошнота и рвота желчью. Псорные симптомы, вне сомнения, являются весьма выраженными в данных случаях. В случае миазма Psora менструальные выделения обычно не раздражающие, тогда как при миазме Sycosis они едкие, изъ­язвляющие, жгучие, разъедают наружные половые органы. После окон­чания менструации пациентка с туберкулиновой интоксикацией выгля­дит бледной, вокруг глаз — темные круги, либо глаза западают, лицо выглядит уставшим или изможденным. В подобных случаях нередко появляются различные истерические симптомы разной степени тяже­сти, которые обычно представляют для врача наибольшую трудность.

Довольно часто менструальные выделения блеклые, водянистые, а менструации продолжительные — таков характер менструаций у Calcarea carbonica, Ferrum и подобно действующих препаратов. Конечно­сти обычно холодные, нередко менструации вызывают у молодых женщин в возрасте от 17 до 21 года общую анемию. У них развивается хлороз вследствие гибели большого количества эритроцитов, что обу­словлено (как мы это уже отмечали выше) специфическим действием миазма псевдоPsora. Нередко лицо у таких пациенток становится блед­ным, с желтоватым или пепельно-серым оттенком. Сопутствующими симптомами являются крахмалистые или водянистые бели, учащенное сердцебиение, слабость и потеря жизненной энергии. Впоследствии развивается общая слабость, появляются приливы крови к лицу, голо­вокружения, шум в ушах, охриплость, сухой, щекочущий, спазматиче­ский кашель и настоящий легочный туберкулез. Во многих случаях на­блюдаются сопутствующие психические симптомы: сильная меланхо­лия и угрюмость, печаль и беспокойство, тревога и странные фантазии, дурные предчувствия и страх, чрезмерная чувствительность и нервозность, раздражительность и плаксивость.

Иногда бывает, что во время менструации нет никаких выражен­ных симптомов, однако после них появляются тригеминальные невралгии, весьма продолжительные и мучительные.

Я перечислил некоторые из симптомов туберкулиновой интоксика­ции, однако, чтобы описать все симптомы женских болезней туберкулез­ной природы (в основе которых лежит миазм псевдоPsora), потребова­лись бы целые тома. Я еще ничего не сказал о болях, невралгиях, спазма­тических и рефлекторных симптомах пациенток, страдающих ретроверсиями, ретрофлексиями и другими неправильными положениями матки. Обычно в выраженных случаях туберкулезного диатеза матка отклонена или загнута кзади, и многие из женских болезней начинаются вскоре по­сле полового созревания, примерно через год. Мы обнаруживаем в дан­ных случаях характерную для миазма псевдоPsora вялость мускулатуры, вследствие чего эти пациентки легко устают. Их месячные обильные, преждевременные и продолжительные, сопровождаются болью в спине, головной болью и различного рода рефлекторными симптомами. Наблю­дается еще ряд симптомов, специфичных для данного типа пациенток. Роды у таких женщин часто бывают трудными, очень болезненными, длительными и изнуряющими, а многие из них не способны к вскармли­ванию своих детей. После родов развивается смещение или выпадение матки и целый ряд других патологий с последующим замедленным об­ратным развитием и ухудшением общего состояния здоровья.

Нарисованная выше картина отнюдь не является преувеличенной: в действительности мы так часто сталкиваемся с подобными случаями в нашей врачебной практике, что приходится молиться о том, чтобы их было меньше. Ганеман называл этих пациенток псорными, однако это не так, в этом случае миазм Psora соединяется с другим миазмом, кото­рый дает развитие целому ряду симптомов, а Миазм Psora лишь способ­ствует данному процессу. Большинство из этих пациенток обладают холерическим или сангвино-холерическим темпераментом.

Для миазма Psora характерны менструации различной интенсивно­сти, однако они никогда не достигают степени обильных кровотечений, характерных для миазма псевдоPsora. Менструации, характерные для миазма Psora, чаще всего бывают скудными и непродолжительными. Менструальные выделения обычно отвратительно, даже чересчур, пах­нут, тем не менее, эта характеристика не является обязательной, посто­янным же их свойством является необильный (по сравнению с туберку­лезным миазмом) характер. Нередко наблюдаются прерывистые менст­руации, т. е. менструальные выделения то появляются, то пропадают.

Дисменорея, характерная для миазма Psora, проявляется очень ра­но, еще в пубертатном периоде, а также в период климакса. Боли обыч­но бывают острыми, но никогда спазматическими, схваткообразными, коликообразными (данный характер болей мы обнаруживаем при нали­чии миазма Sycosis или там, где миазм Sycosis соединяется с миазмом Psora или псевдоPsora). Менструальные боли, специфичные для миазма Sycosis, представлены в патогенезе таких гомеопатических препаратов, как Colocynthis, Magnesia carbonica. Phosphorus, Crocus sativa, Sepia, Lac caninum, Caulophyllum и др. Другой класс препаратов представляет ревматические симптомы миазма Sycosis, это Rhus toxicodendron, Bovista, Actea racemosa, Bryonia, Chamomilla, (‘olhchicum, Cyclamen, Dul­camara, Gelsemium, Phytolacca, Pulsatilla и т. и. Патогенез Sulphur, ве­роятно, дает более полное представление о псорном диатезе, чем любое другое лекарство, хотя этот препарат настолько глубоко действует, что охватывает даже псевдопсорную симптоматику. Сикотические менст­руальные боли — спазматические, чрезвычайно резкие, схваткообраз­ные, пароксизмальные, сохраняющиеся на протяжении всей менструа­ции. Менструальные выделения отвратительно пахнут, со сгустками, густые, вязкие, сгустки крупные (при миазме Psora — сгустки малень­кие), темные, даже черные (при туберкулезном миазме — менструация ярко-красной кровью или же светлой и водянистой). Менструальные выделения при миазме Sycosis редко бывают нейтральными, обычно они едкие и изъязвляющие. У пациенток с туберкулезным миазмом иногда обнаруживаются такие симптомы, как тошнота и рвота, «чист­ка» кишечника посредством диареи или дизентерии, слабость, обмо­рочное состояние, холодный пот на лбу. Однако менструальные выде­ления редко бывают со сгустками, обычно они обильные, разжиженные, светлого цвета, водянистые, иногда отвратительно пахнущие, а нередко имеют запах свежей крови.

Бели туберкулезного происхождения обычно гнойные, но могут состоять также из водянистой слизи. Часто они изнуряющие и усили­ваются перед началом месячных или сразу после их начала. Бели, ха­рактерные для миазма Psora — скудные, не изнуряющие, имеют обыч­ный цвет, в действительности они могут быть любого цвета, но только не интенсивно желтого и желтовато-зеленого, как бели миазма Tuberculin.

Бели у сикотических пациенток жидкие, похожие на грязную воду, иногда зеленовато-желтые, скудные, едкие, вызывающие зуд, изъязвле­ние и жжение наружных половых органов, обладают специфическим запахом тухлой рыбы или запахом рыбною рассола. Иногда бели псевдоPsora — комковатые, густые, альбуминовые или гнойные, имеют затхлый, плесневый запах. Бели, характерные дня миазма Sycosis, едкие, жгучие, с очень неприятным запахом пациентка постоянно принима­ет душ и делает спринцевания из-за неприятного запаха и едкого харак­тера выделений. Часто выделения вызывают образование мелких пу­зырьков или ссадин на наружных половых органах, что служит источником беспокойства и дискомфорта для пациентки. В случаях выра­женных сикотических белей нередко требуется тщательный анализ психических симптомов, который поможет нам дифференцировать раз­личные формы миазма Sycosis.

Требуется тщательное исследование всех остальных псорных сим­птомов пациенток, чтобы получить четкую картину их менструальных нарушений. Многие рефлекторные симптомы, такие как головная боль, симптомы со стороны сердца, кашель и психические симптомы, обу­словлены наличием хронического миазма Psora, отягощенного тубер­кулезным диатезом. Многие симптомы со стороны яичников и маточ­ных труб, появляющиеся во время менструации, обусловлены в боль­шей степени миазмом Sycosis, нежели другими миазмами.