— 234 —
Фишер (Dresden а. а. О. 1824):
Стр. 3: «Совершенно не признавать естественную помощь, истинное, настоящее, важное целебное действие природы… оставлять без внимания целебное средство, считавшееся драгоценным целые тысячелетия, как, например, кровопускание, без которого не могла обойтись ни одна школа, какое бы она ни носила название, или даже осмеливаться отвергать его, как бесполезное, излишнее вредное».
Стр. 3 и 4: «Смелое, непростительное предприятие — отвергать в ущерб человечеству основанную на опыте врачебную науку как ошибочную и ложную… так как произведение искусства, в котором увековечили себя лучшие умы всех времен и народов, имеющее за собой неоцененное значение опыта и могущее представить заповеди многих миллионов выздоровевших, может быть заменен только таким ученым зданием, которое в состоянии вызвать единодушное одобрение всех специалистов… система, которую едва ли можно ожидать от богов, а уж никак не от людей».
Стр. 10: «А также решительно невероятно, чтобы гомеопатия была в состоянии надежно и основательно прекращать воспаления без всяких кровопусканий».
Стр. 31: «Добросовестные врачи не позволяли себе изменять образцовые формулы, микстуры знаменитейших практикующих врачей».
Стр. 40: «Нужно иметь кровь амфибии, чтобы сообщать, не обвиняя, когда читаешь, что какой-то Ганеман глумится и издевается над прежней врачебной наукой и лишь с гордостью и презрением смотрит на те великие умы, заслуги которых в искусстве сохранения жизни бессмертны».
Стр. 54: «Уверенность, что в лечении горячечных и продолжительных болезней мы можем представить трофеи, которых нас не могут лишить зависть и недоброжелательство какого-нибудь Ганемана и его сообщников».
Стр. 76: «Гражданам, принадлежащим к высшим и более достаточным классам, у которых целебное стремление природы, вследствие легко объяснимых причин, проявляется то слишком бурно, то слишком слабо… гомеопатия редко помогает».
— 235 —
Стр. 80: «Поэтому конечно бросается в глаза, что гомеопат как таковой, если он не хочет тайно лечить аллопатически, не в состоянии надежно и основательно излечить те воспаления, которые мы называем острыми, флогистическими или стеническими, потому что в таких случаях только соразмерное кровопускание может успокоить бурную реакцию, только освежение и охлаждение поверхности кожи может умерить изнурительный жар до нормальной температуры, и только достаточное количество кислородных лекарств может восстановить нарушенный процесс дыхания, а не то болезнь, подобно наркотическому яду, может внезапно парализовать всякую деятельность организма, и палящий жар не замедлит разрушить жизнь! Кто в подобных случаях, когда жизнь висит на волоске и крайне опасное положение часто требует сильных и значительных кровопусканий, кто еще способен играть жизнью ближнего через пренебрежение и непростительное упущение всего необходимого, и в духе Ганемана не применяет ни общих, ни местных кровопусканий, и даже не пользуется безусловно необходимым антифлогистическим методом, тот не может и положительно не смеет претендовать на название добросовестного врача».
Стр. 81: «Автор может говорить по собственному опыту, что уже много раз его земное существование зависело исключительно от того, что ему возможно скорее была пущена кровь; он ощущал, как с каждой минутой кровь все более и более приливала к центральным органам, причем положение становилось крайне опасным; затем, когда начиналось кровопускание, он чувствовал, как с истечением пенистой крови духовные и телесные силы снова возвращались и приходили в нормальное состояние! Только тот, кто подвергался такой опасности, в состоянии понять, что во всех подобных случаях сохранение жизни исключительно зависит от шнепера или ланцета, и что ни одно из известных нам средств не может заменить кровопускание. К сожалению, нет недостатка в примерах, что гомеопаты, вследствие наказания достойного пренебрежения к кровопусканию, быстро и неожиданно теряли своих больных или же подвергали их неизлечимым параличам».
— 236 —
Стр. 82: «Если же при всем том приверженцы Ганемана хвалятся единичными случаями удачного излечения воспалений… то мы вправе думать, что они обманывали и излечивали аллопатическим способом».
Стр. 84: «А как же не гибельны последствия пренебрежения кровопусканиями! Если они не причиняют немедленной смерти больного, то делают его еще несчастнее, так как у него появляется нагноение или же продолжительная неизлечимая болезнь, которая убивает его самым мучительным образом. И несмотря на это, гомеопатическая школа хочет хвастаться, что может обойтись без кровопусканий! Следовательно, она смело и дерзко признается, что не заботясь о последствиях, действует по капризу одного человека, который только находит удовольствие в противоречиях и невзирая на причиняемый им вред, ревностно стремится идти наперекор 1000-летнему опыту».
«Горе тем, которые страдают воспалением мозга, сильной жабой, воспалением легких, печени, селезенки и желудка, воспалением подреберной плевы, грудобрюшной преграды, брюшины, кишок, мочевого пузыря, матки и проч.; от гомеопата они не могут ожидать не только спасения, но даже и облегчения, разве только гомеопат (как нам здесь часто приходилось видеть!) обманывал больного и в страхе прибегал к аллопатическому способу лечения».
«Потому-то нами и овладевает глубокая скорбь, когда нам попадаются на глаза свидетельства, в которых уверяют, что воспаление легких и проч. было быстро и успешно излечено гомеопатом без всякого кровопускания! Тогда мы всегда желаем, чтобы это оказалось неверным и думаем, что только одно добросердечие может склонить себя на выдачу подобных свидетельств».
Это добродушное признание заслуживает благодарности и особого внимания.
Стр. 61. Гомеопатия «должна казаться каждому мыслящему существу извержением (excrement) человека, мозг которого уже в живом теле подвергнулся разложению».
— 237 —
Не без скорби о несчастном заблуждении человека, посвятившего свою долгую, бескорыстную жизнь беспрерывной деятельности на пользу страждущего человечества, мы приводим здесь взгляды Гуфеланда, высказанные им в 1830 г. в его собственном журнале, и в 1831 г. в отдельном издании под названием «Гомеопатия» (Die Homöopathie, Berlin bei Reimer):
Стр. 9: «Старому человеку будет разрешено иметь иные взгляды на вещи, чем увлекающейся молодежи. Совершенно иначе смотришь на вещи, когда на ваших глазах в области науки сменилось несколько поколений, и восходило, блистало и снова исчезало столько метеоров и рушилось в своем ничтожестве столько систем, из которых каждая называла себя одной истиной».
Стр. 12: «Я высказался в этом смысле в «Журнале для практической врачебной науки» 1826 г.» (который известен читателю). «Время будет судьей».
Стр. 22: «Туда относится, во-первых, contraris соntrariis»… «Никто не станет отрицать… что излишество крови может быть устранено кровопусканием».
Стр. 30: «Но зародыш воспаления этим не уничтожается; это в состоянии сделать только кровопускание».
Стр. 23: «Кому не приходилось видеть восхитительное действие слабительного… раздражений кожи, искусственных язв?.. тысячелетний опыт…».
Стр. 38: «Здесь я желал бы возвысить свой голос до силы громового удара! Что в продолжительных, неопасных для жизни случаях может быть позволительным, безразличным, свободно допускаемым образом действия и промедлением, то в подобных случаях становится преступлением. Кто в случаях, когда вопрос идет о жизни, из пристрастия к своей методе пренебрегает средством, которое признано тысячелетним опытом за лучшее и спасительное, кто, например, в случаях, когда человек рискует задохнуться в своей собственной крови при пневмонических, апоплексических, мозговых заболеваниях и вообще при воспалениях благородных органов, пренебрегает кровопусканием, последствием чего является смерть или же продолжительная и неизлечимая болезнь, тот берет на свою совесть
— 238 —
смелую ответственность в смертоубийстве, которая, в случае если даже он сейчас и не почувствует ее, то впоследствии, когда исчезнет туман заблуждения, будет страшно тяготеть перед ним; тот подвергается наказанию правосудия и подлежит если не земному, то высшему небесному суду, потому что он убийца вследствие упущения, точно так же, как и тот, кто своего утопающего ближнего не вытащил бы из воды».
———————————————————————————
Симон. С. Ганеман, псевдомессия (Simon, S. Hahnemann, Pseodomessias. Hamburg, 1830):
Стр. 140: «Так, например, не подлежит сомнению, что при наследственном предрасположении к чахотке предписываемое от поры до времени кровопускание и фонтанель на руке всего сильнее противодействуют как ее развитию, так и быстрому ходу. Конечно всякий занятой практикующий врач видал не только такой пример из собственных наблюдений, — наблюдения, которые стоят слишком твердо, чтобы какая нибудь чепуха органиста (он так называет Ганемана) была в состоянии их опровергнуть или хотя бы только поколебать».
Стр. 297: «Если, например, в единичных случаях значительное воспаление легких и имеет благоприятный исход без кровопускания, то это только rаrа avis, nigrо simillima cygno; потому что обыкновенно, вследствие пренебрежения сильным противовоспалительным лечением, у больного делается чахотка или же он умирает непосредственно от легочного удара».
———————————————————————————
Симон. Дух гомеопатии (Simon, Geist der Homöopathie, Hamburg 1833):
Стр. 25: «Слишком сильный прилив крови к благородным органам мы стараемся целесообразно умерить отчасти уменьшением массы крови, отчасти же при помощи средств, успокаивающих кровообращение и отвлекающих кровь от упомянутых органов». В «Антигомеопатическом архиве» Симона (1835, тетрадь III, стр. 120) один врач говорит: «Референт считал бы совершенно излишним доказывать всеобщепризнанные преимущества кровопусканий и опорожняющего метода (methodus evacuans)
— 239 —
вообще». Подобные взгляды, написанные в этом же тоне, встречаются во всякой тетради этого журнала, являющегося достойным представителем аллопатического приема ведения борьбы.
Суждения Симона о способностях Ганемана: «Он везде, как ученый и как врач, тот же самый ненадежный игнорант»1.
Аноним. Чудеса гомеопатии (Ein Anonymus, Wunder der Homöopathie. Leipzig, 1833):
Стр. 60: «Настоящее воспаление легких без кровопускания не излечивается»…
Стр. 61: «Гомеопатические шарлатаны и акушеры со своими подмастерьями и работниками».
Стр. 64: «Природа имеет очень много средств и путей, чтобы самостоятельно уничтожить расстройства в организме; и изучение этих путей и следование по ним в соответствующих случаях составляет задачу врачебной науки. Излишек крови природа удаляет кровотечениями; испорченные вещества в пищеварительном канале и переполнение его она устраняет, без помощи искусства, произвольным опорожнением… воспалению она противопоставляет нагноение, а гангрене воспаление».
Стр. 69 и 70: «Что вогнанная внутрь чесотка очень часто влечет за собой хронические болезни, было известно всем врачам, так что Ганеман, для доказательства этого, мог бы не наполнять 13 листов выдержками из чужих сочинений, к чему его побудила алчность и желание увеличить гонорар».
Стр. 111: «Современная гомеопатия представляет особенно слабую сторону в тех случаях, когда через упущение общего или местного уменьшения крови, дальнейшее сохранение органов в удовлетворительном состоянии, здоровье и даже жизнь подвергаются опасности». В конце этого сочинения говорится: «Теперь пусть каждый сам выводит заключение, на чьей стороне правда».
———————————————————————————
Д-р Церони. О врачебной науке, аллопатии и гомеопатии (D-r Zeroni, Grossherzogl. Bad. Hofrath. Ueber Heilkunde. Allopathie und Homöopathie. Mannheim, 1834):
———————————————————————————
1 Antihom. Archiv B. I, Heft 2, S. 25