ЧАСТЬ 1. ПСИХИКА И ИНТЕЛЛЕКТ

ЧАСТЬ 1. ПСИХИКА И ИНТЕЛЛЕКТ

В разделе “Психика” мы находим сравнительно мало рубрик, Беннингхаузен был последователем Ганемана и много лет состоял в переписке с ним. Он обратил свой юридический ум на гомеопати­ческие проблемы с большой искренностью и целенаправленнос­тью, и мы можем спросить себя, почему он дал так мало психичес­ких симптомов, в то время как Ганеманучил, что мера личности че­ловека и его отклонений от нормы лежит в большой степени в его психических и духовных реакциях.

Многие компетентные последователи Ганемана критиковали ма­лочисленность перечисленных в этой книге психических симпто­мов, поскольку они не поняли концепцию “Терапевтической за­писной книжки”. Следует помнить, что Беннингхаузен опирался в своей работе на концепцию человека как целого, делая главный ак­цент на ценности сопутствующих симптомов и модальностей. В его намерения не входило отразить картину человека в целом ни через его психические реакции, поскольку он осознавал, какой извра­щенный пзгляд бывает иногда даже у самого внимательного наблю­дателя, ни через какую бы то ни было иную доминирующую группу симптомов, как бы важна она ни была. Его позиция заключалась в том, что единственным методом получения полной совокупности симптомов случая является солидная основа в виде этого четырех-компонентного основания. Рассматривая ценность психических симптомов в связи с “Терапевтической записной книжкой”, Бен­нингхаузен отвечает на эту критику в своем “Предисловии”:

“Необходимо заметить относительно первого раздела, что нигде в нашей Materia Medica Рига не содержится больше последователь­ных эффектов, чем среди симптомов психики, и что, с другой сто­роны, большинство новичков способны делать ошибки или очень часто упускать из виду эту часть полной картины болезни. Поэтому я счел целесообразным привести здесь только самые важные и пре­обладающие моменты в как можно меньшем числе рубрик, чтобы их легче было найти”.

Поэтому это было не упущением со стороны Беннингхаузена, а

намеренной попыткой облегчить пользование книгой для тех, кто начинает изучать гомеопатию.

С другой стороны, прежде чем закончить обсуждение несколько рудиментарного материала в разделе “Психика”, стоит обратиться к разделу “Ухудшения” и просмотреть семнадцать рубрик “Эмоци­ональное возбуждение”. Ганеман утверждал, что эмоциональная причина нарушения функций является важным фактором при вос­становлении состояния равновесия; Беннингхаузена опыт привел к тем же выводам. Они считали, что нарушения эмоциональной сферы могут проявляться в виде длинной цепочки симптомов, ва­рьирующей в зависимости от многочисленных и разнообразных обстоятельств и условий окружающей среды, обучения и условнос­тей. Но при этом последствия таких патологических состояний, ко­торые часто настолько глубоки, что кажутся постоянными, не все­гда ясно проявляются в психической сфере, и потому, решая одну из этих трудных задач, врач-гомеопат обнаружит неоценимую важ­ность учета симптомов первоначального эмоционального наруше­ния.

Следовательно, мы можем обоснованно предположить, что руб­рики под заголовком “Ухудшения”, которые посвящены эмоцио­нальным причинам функциональных нарушений, тесно связаны с той частью, которая посвящена психическим и эмоциональным симптомам.

Объяснение, данное Беннингхаузеном в отношении его раздела “Интеллект”, было во многом аналогично объяснению по поводу раздела “Психика”: для того чтобы было яснее, как пользоваться книгой, он до предела уменьшил число рубрик, оставив будущим авторам возможность, при наличии желания, ввести большее коли­чество рубрик, в том числе частных.