КОЖА

КОЖА
Как уже отмечалось ранее, все кожные сыпи представляют собой либо вторичные, либо третичные проявления деятельности миазмов. Кожа отображает внутреннее состояние функциональных систем чело­веческого организма. Кожа — зеркало, отражающее внутренние дина­мические процессы и все многообразные аспекты болезни, это живой холст, на котором природа рисует нам картину общего состояния здо­ровья и показывает степень нарушения физиологических процессов. Кожные проявления сообщают нам информацию о состоянии жизнен­ных сил. Иногда из них складывается лишь неясная картина из слабых, едва уловимых признаков присутствия миазма в латентном состоянии, но в других случаях эта картина может быть очень яркой и четкой, передающей даже физиологические изменения формой, структурой, цветом и т. д.

Рассматривая кожные проявления в качестве локальных, самостоя­тельных болезней и процессов, мы тем самым игнорируем то взаимо­объединяющее начало, которое управляет организмом как единой цело­стной системой, приписывая эту способность какой-либо отдельной части тела, но не этому абсолютному началу. Поэтому наши терапевти­ческие схемы оказываются неверными, и вместо того, чтобы направить расстроенную жизненную силу в нужное русло, мы еще больше рас­страиваем и отклоняем ее, вызывая еще больший хаос и смятение.

Именно на коже Ганеман впервые увидел истинно псорные вези­кулы, именно через этот орган он впервые «осязал» миазм Psora, когда он появлялся и исчезал в результате лечения на основе могущественно­го действия гомеопатического закона подобия. Именно здесь была при­поднята завеса тайны, и Ганеман смог проникнуть в тайну псорной бо­лезни, постичь истинную причину любой болезни. В процессе исследо­вания болезни Ганеман увидел, что кровотечения и меноррагия, хро­ническая локальная боль и патологическое новообразование, головокружение и нервное расстройство, спазмы и конвульсии, мания и безумие исчезали навсегда, когда на поверхности тела появлялись ло­кальные кожные высыпания. И как Ганеман наблюдал эти многообразные кожные проявления, появившиеся столь таинственным образом изнутри, так и мы сегодня ожидаем облегчения болезни и исцеления через эти же естественные механизмы, т. е. через метаморфозу закона подобия.

Кожа псорного пациента сухая, грубая, шершавая, нечистого или нездорового вида. Более того, она выглядит грязной, и чем больше па­циент моется, тем грубее и шершавее становится его кожа, поскольку она не переносит воды. В случае миазма псевдоPsora эти симптомы ми­азма Psora выражены еще сильнее, и мы имеем такие заболевания, как eczema fissum и кожный зуд. Зуд кожи является неизменным симптомом миазма Psora.

В случае псорных кожных болезней наблюдается лишь незначительное нагноение; псорные сыпи обычно сухие, со скудным гноем, серозно-гнойные и иногда кровянистые. Довольно часто высыпания имеют папулезную форму и сопровождаются сильным зудом Иногда сыпи являются папуло-везикулезными, и им также сопутствует сильный зуд. Пустулезные или везикулезные высыпания, характерные для миазма псевдоPsora, сопровождаются очень сильными нагноительными процессами. Сифилитические сыпи локализуются в области суставов, сгибов, складок тела или же располагаются круговыми скоплениями: кольцами или полуокружностями. Цвет является весьма характерным — сифилитические сыпи имеют медный цвет или цвет сырого мяса, коричневатый или интенсивно-красный у основания. Псорные сыпи обычно бывают телесного цвета, если только не являются воспалитель­ными. При сифилитических высыпаниях не наблюдается зуда, болез­ненность весьма незначительна; зуд — чисто псорный симптом, вези­кулы обычно также относятся к миазму Psora. Чешуйки и струпья си­филитической сыпи всегда крупные, плотные, псорные же — тонкие, мелкие и обычно равномерно распределены по всей пораженной пло­щади. Например, при поражении кожи волосистой части головы, харак­терном для миазма Psora, чешуйки распределены по всей поверхности; в случае же сикотических или сифилитических поражений чешуйки распределены контурированными пятнами (очагами). Вне сомнения, следует дифференцировать такое заболевание кожи, как псориаз. Часто кожа теряет всю влагу, становится чрезмерно сухой, обезжиренной, секрет сальных желез отсутствует, мы узнаем такую кожу наощупь. Если же кожа жирная, маслянистая, здесь обычно дополнительно выяв­ляется миазм Sycosis или же миазм псевдоPsora. Кожные болезни с по­ражением лимфоузлов всегда имеют в своей основе сифилитическую или туберкулезную интоксикацию. Исследуя такие болезни, как ихтиоз (диффузная кератома), мы обнаруживаем, что они имеют в своей осно­ве все три хронических миазма — в этом случае кожная болезнь обычно оказывается неизлечимой, особенно если она наследственная.

В случае ихтиоза наблюдаются характерная для миазма Psora су­хость, характерные для сифилиса чешуйки и нередко присутствуют также пятна и бородавчатая сыпь, указывающие на сикотический ми­азм. В случае варикозных вен доминирующим является туберкулезная интоксикация, и именно у туберкулезных пациентов мы наблюдаем ва­рикозные язвы — кожное поражение, появляющееся в самую послед­нюю очередь в случае застарелого или унаследованного сифилиса, ко­торый в значительной мере уже перерос в миазм псевдоPsora. В экхимозах и фактически в любой разновидности пурпуры мы без труда вы­являем симптомы псевдопсорного миазма. Даже в случае продолжи­тельных лихорадок, таких как брюшной тиф, мы обнаруживаем сим­птомы миазма псевдоPsora — он проявляется петехиальным, точечным кровоизлиянием в коже.

Многообразные формы экземы уже сами по себе составляют пред­мет миазматического исследования, и нередко бывает очень трудно их дифференцировать, распознать их миазматическую основу — мы на­блюдаем здесь как папулезные сыпи миазма Psora, так и пустулезные формы миазма псевдоPsora. В случае эксфолиативной экземы выявля­ются все три хронических миазма, но на первый план выходит сикоти­ческий миазм. Мы обнаруживаем все три миазма и при таких заболева­ниях, как рожа, карцинома, эпителиома, волчанка. Причем волчанка всегда в своей основе имеет все три миазма, и характерные симптомы каждого из них легко узнаваемы для любого врача, изучившего науку миазматику.

В случае острых экзантематозных заболеваний мы легко отличим туберкулезного пациента от псорного по тяжести приступов, по появ­лению сыпи и по возникновению осложнений. Нередко нам встречают­ся пациенты, у которых жизненные силы настолько ослаблены, что ор­ганизм не в состоянии вывести на кожу сыпь. Это ослабление жизнен­ной силы всегда обусловлено туберкулезной дискразией. Герпес обна­руживается как в форме, свидетельствующей о наличии туберкулезной интоксикации, так и в некоторых других формах, например, кольцевид­ная его разновидность и опоясывающий лишай свидетельствуют о на­личии миазма Sycosis, — с этими формами мы чаще всего встречаемся в нашей врачебной практике. В большинстве случаев лишая обнаружива­ется сикотический элемент с присоединившейся туберкулезной инток­сикацией. Множество форм крапивницы выявляются у пациентов с ту­беркулезной дискразией. В основе псориаза лежат миазмы Sycosis и Psora, и этот факт был признан многими патологами; они называют это литическим состоянием, что одно и то же. Натуральная оспа и подоб­ный класс болезней относятся к тем же миазмам Sycosis и Psora. Экскреторные и секреторные болезни, такие как гипергидроз и бромгидроз, встречаются только у псевдопсорных пациентов. Ангидроз обусловлен миазмом Psora, но выявляется преимущественно у псевдопсорных больных. В случае крапивницы миазм Psora обнаруживается зудом, однако наиболее выраженные формы крапивницы наблюдаются у паци­ентов с туберкулезной интоксикацией, особенно у женщин и детей. В случае абсцессов и кожных язв туберкулезная интоксикация всегда яв­ляется преобладающей. Веснушки также весьма характерны для обла­дающих гладкой, чистой и тонкой кожей пациентов — носителей миазма псевдоPsora. У псорных пациентов не бывает такой гладкой, чистой кожи, напротив, у них мы наблюдаем нечистую, землистую кожу, по­крытую прыщами и склонную к появлению кожных сыпей. Так назы­ваемая гусиная кожа — еще одно псевдопсорное состояние, легко воз­никающее у зябких, все время мерзнущих пациентов, у которых при малейшем охлаждении нарушается поверхностное кровообращение. В самом деле, их кожное кровообращение легко нарушается, что приво­дит к простудам и воспалительным заболеваниям горла и головы. Вне сомнения, миазм Psora лежит в основе всех подобных состояний, я хочу лишь подчеркнуть, что эти кожные симптомы обнаруживаются у псевдо­псорных индивидуумов. Natrum muriaticum, Hepar sulphur, Silicea и по­добно действующие лекарства отражают эти псевдопсорные состояния.

Повреждения кожи, особенно незначительные, легко заживают у чисто псорных пациентов, не нагнаиваясь или же сопровождаясь лишь незначительным нагноением. Однако у псевдопсорных пациентов по­вреждения кожи сопровождаются абсцессами, изъязвлениями, обиль­ным образованием гноя — гноя выделяется больше, чем это необходи­мо в ходе естественных процессов заживления. То же самое происходит и при хирургических операциях. Если мы изучим миазматическое со­стояние пациентов, то легко поймем, почему в одних случаях операций па органах брюшной полости мы имеем хирургические абсцессы, а в других — нет. Здесь отнюдь не следует винить шовный материал или приписывать вину недостаточным антисептическим мерам защиты. Это происходит даже несмотря на строгое соблюдение всех необходимых мер предосторожности и при учете всех нюансов и деталей, которые обеспечили бы успех операции. Если дополнительно выявляется сикотический миазм, как это бывает в большинстве случаев операций на органах брюшной полости, вероятность хирургических абсцессов или нагноительных процессов существенно возрастает. Нескольких опытов подобного рода, а также тщательного исследования миазматического состояния пациентов бывает достаточно, чтобы полностью осознать этот факт. Кондиломы любой локализации имеют в своей основе миазм Sycosis или миазм Sycosis и люэтическую интоксикацию.

В случае гангрены или гангренозных пятен на коже неясной этио­логии мы, без сомнения, обнаружим сифилитическую или туберкулез­ную интоксикацию, если только эти состояния не вызваны причинами медицинского характера (лекарственная болезнь). Сухая гангрена, с которой я сталкивался в своей врачебной практике очень часто, всегда обнаруживала в качестве своей основы сифилитическую интоксикацию. Конечно же, это не является четко установленной закономерностью, здесь я говорю лишь о своем опыте.

Укусы насекомых, пчел и т. д. действуют на пациентов с туберку­лезной интоксикацией достаточно сильно, даже сильнее, чем на инди­видуумов — носителей чистого миазма Psora. Рефлекторные симптомы, развивающиеся в подобных случаях, невероятны. То же самое можно сказать о пациентах с колотыми ранами кожи: малейшие повреждения кожи заживают с трудом, сопровождаясь такими состояниями, как столбняк, спазмы, и некоторыми серьезными рефлекторными реакция­ми, опасными для жизни.

Импетиго — еще одно кожное заболевание воспалительного про­исхождения, которое обнаруживается, как правило, в случае псевдопсорного миазма. Я предпринял тщательное исследование данной бо­лезни и выяснил, что в ее основе лежит туберкулиновая интоксикация. Ее неизвестное заразное начало нетрудно обнаружить, если учесть, что эти псорные пациенты заболевают всеми болезнями, какие только слу­чаются (как мы уже не раз подчеркивали), независимо от этиологии.

Новообразования уже сами по себе составляют предмет обширного исследования. Говоря о новообразованиях, я имею в виду все их формы, как доброкачественные, так и злокачественные, так как все они имеют миазматическое происхождение и обусловлены влиянием миазма на жизненную силу организма. Говоря о новообразованиях, мы подразу­меваем патологические образования в различных органах и частях тела. Абсолютно здоровый организм исполняет все свои функции нормально, только когда физиологические процессы изменяются — появляются патологические состояния. Патология есть ничто иное, как нарушенная деятельность или неправильные вибрации жизненной силы, и в резуль­тате длительного нарушения жизнедеятельности организма формиру­ются патологические новообразования.

Хотя основной предрасполагающей причиной новообразований служит миазм Psora, тем не менее мы не находим патологических но­вообразований и структур у тех пациентов, которые выражены только миазмом Psora. Тщательное исследование позволяет выявить другие миазмы, взаимодействующие с миазмом Psora, это чаще всего туберкулезная интоксикация или псевдоPsora, нередко также в соединении с миазмом Sycosis.

В случае волчанки, как обыкновенной, так и красной, мы обнару­живаем все три миазма. В случае эпителиомы доминирующим является миазм псевдоPsora или туберкулезная интоксикация. То же самое мож­но сказать и о туберкулезной волчанке. Сикотическая интоксикация всегда усиливает злокачественность туберкулезных (псевдопсорных) патологических состояний.

Случаи патологических образований, где выявляется слияние трех хронических миазмов, являются неизлечимыми. Мы нередко замечаем, что люди, страдающие опухолями, будь то опухоли доброкачественные или злокачественные, обладают тонкой, бледной и чистой кожей, столь ясно указывающей на туберкулезную интоксикацию. Их кожа, кроме того, является достаточно прозрачной: кровеносные сосуды, особенно вены и капилляры, хорошо видны в толще тканей. Именно при туберкулиновой, а также сифилитической интоксикациях наблюдается мно­жество рубцов, шрамов и избыток рубцовой ткани, нередко рубец является атрофическим и располагается как бы ниже уровня поверхности кожи, он как бы вдавлен. Именно у туберкулезных пациентов мы обна­руживаем подобные шрамы и дефекты кожи после язв, ожогов, а язвы обычно являются глубокими, разрушительными и с сильным нагноением.

Проказа (лепра) является еще одним деструктивным процессом ту­беркулезного происхождения: здесь мы можем наблюдать самые неве­роятные злокачественные образования и деформации.

Именно флегматический темперамент представляет собой благо­датную почву для процветания туберкулезного миазма, особенно когда этот флегматический темперамент начинает проявляться в полную си­лу, где-то в возрасте сорока лет — именно тогда злокачественность вы­ходит на поверхность. Именно у индивидуумов с флегматическим тем­пераментом успешно процветают такие венерические болезни, как гонорея и сифилис, именно у вялых, флегматичных типов мы часто наблюдаем поражение лимфатической системы и стремительно разви­вающиеся патологические процессы, разрушающие организм. Именно у туберкулезных индивидуумов сифилис (приобретенный) или гонорея излечиваются наиболее трудно. Именно туберкулезная конституция дает нам длительные, стойкие третичные процессы и третичные пато­логии, упорные и хронические. Гонорея переходит в хронический гоно­рейный уретрит, в стриктуры, карманы и метастазирующие формы, или же мы обнаруживаем метастаз в яичники, широкие связки, маточные трубы, в матку, прямую кишку и подобные же весьма распространен­ные осложнения. Именно туберкулезный диатез осложняет все кожные болезни, делая их трудноизлечимыми.

В случае фиброзных образований обнаруживаются все три миазма: наблюдается изменение формы и расположения тканей на месте плот­ных белых фиброзных образований, характерных для фибромы, одного из самых внушительных и глубинных деструктивных миазматических процессов.

Не так давно я наблюдал в своей практике случай заболевания кожи у молодой женщины в возрасте примерно тридцати лет. Это заболевание выражалось фиброзными образованиями, разбросанными по всему телу, размер которых варьировал от размера горошины до размера вишенки. При тщательном исследовании клинической картины я выявил наличие всех трех миазмов, и все они являлись унаследованными. Отмечались расширенные капилляры, характерные для туберкулезной интоксикации или миазма псевдоPsora, сухая нечистая кожа миазма Psora, сикотические бородавки, сифилитические пятна, покрытые пушком, красные, размером с булавочную головку сикотические родимые пятна. Помимо этого, у пациентки обнаружился в семейном анамнезе туберкулез (по ли­нии матери). Чтобы добиться хоть какого-то результата в подобных слу­чаях, требуются многие годы лечения, в действительности же, большин­ство подобных случаев, если не все, являются неизлечимыми.

В случае невоидных опухолей или родимых пятен мы выявляем все существующие миазматические элементы, эти бородавчатые, пиг­ментированные образования, темно-красные пятна всегда имеют в сво­ей основе миазм Sycosis, а также миазм псевдоPsora. Мы выявляем все три миазма и в случае элефантиаза, а также при кожных болезнях, вы­званных паразитами растительного происхождения, таких как дерматомикоз. Вероятно, нет болезней более специфичных и типичных для ми­азма Sycosis, нежели дерматомикозы бороды и усов, волосистой части головы, везикулярный дерматомикоз и подобные же кожные болезни лица, головы и других частей тела. Подавление этих болезней провоцирует развитие еще более тяжелых и разрушительных сикотических процессов.

Многие формы кожного зуда имеют в своей основе все сущест­вующие миазмы. В тяжелых случаях этой болезни мы всегда выявляем миазмы Psora и Sycosis, особенно если зуд локализуется в области по­ловых органов, в области ануса и носа. Я встречал в своей практике несколько подобных случаев очень ожесточенного зуда, доводящего па­циента до отчаяния, когда же я назначал показанное миазматическое средство, пациент немедленно получал облегчение. Весьма часто в этих случаях спасительным лекарством оказывался Medorrhinum, но существуют и другие полезные лекарства, например Abrotanum, Aesculus, Natrum muriaticum, Rhus toxicodendron, Rhus venenata, Sabadilla, Sepia, Agaricus, Cannabis sativa, Dolichos, Gambogia и др. (Смотрите «Кожные заболевания и их лечение»1, разд. «Зуд» : Дж. Г. Аллен. Кожные заболевания и их лечение. — Смоленск: «Гомеопатическая медицина», 2004. — 416с).

Локальное подавление высыпаний производило, согласно наблю­дениям Ганемана, следующие болезни и патологические состояния: одышку (двое из пациентов умерли от удушья, у пятерых появилось затрудненное дыхание) и генерализованный отек (анасарка) после по­давления чесотки. У другого пациента развился инфильтрат перикарда, у третьего — пневмония, ставшая причиной скорой смерти, многие из больных, у которых была подавлена чесотка, умерли от болезней орга­нов грудной полости. Подавление дерматомикоза в очень многих слу­чаях производило астму, конвульсии и смерть.

Согласно всем многочисленным наблюдениям Ганемана, подавле­ние псевдопсорных сыпей вызывало кровотечения, спазмы, конвульсии, и нередко смерть. В подобных случаях он наблюдал также всевозмож­ные рефлекторные симптомы, нервные расстройства, астму, паралич, желудочно-кишечные расстройства, катаральные состояния, хрониче­ский кашель и т. п.

При наличии туберкулезной интоксикации наблюдались (как след­ствие подавления) одышка, инфильтрат в легких, пневмония, хрониче­ские болезни легких, туберкулез и болезни органов грудной клетки.

В случае подавления сикотических кожных болезней появлялись злокачественные новообразования, особенно при выраженном миазме Psora или при выраженной туберкулиновой интоксикации, такие как рак, туберкулезная водянка и красная волчанка, нарушения сердечной деятельности, кардит, перикардит, водянка перикарда (гиперперикард), различного рода поражения сердечных клапанов, эпилепсия, апоплек­сия и поражения многих других частей тела и органов.