Пищеварительные и нервные расстройства на почве туберкулиновой интоксикации. ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ. -146-

НАБЛЮДЕНИЕ 9

Пищеварительные и нервные расстройства на почве туберкулиновой интоксикации. Natrum muriaticum, Tuberculinum, Ignatia, Pulsatilla, Spigelia, Rhus toxicodendron Киста яичника. Thuja, Gelsemium, Sepia, Berberis, Tuberculinum

Чтобы лучше понять обширность гомеопатической терапии, мы воспроизведем этот случай болезни дословно, показывая что лечение органических изменений, в частности кисты яичника, протекает успеш­но, опуская только второстепенные детали.

Мадам У., 27 лет, пришла ко мне на консультацию 31 января 1929 года. В анамнезе: коклюш, корь, ветряная оспа. Первая менструация в 15 лет. В 20 лет вышла замуж. Абортов не было. Детей у нее нет. В 21 год, по ее словам, появился насморк, который продолжался длительное время и сопровождался локальной болезненностью правой груди. Не­сколько месяцев у нее кашель, ее безуспешно лечат от простого бронхи­та. Потом все проходит. В 22 года после простуды, у нее снова появля­ются боли в правой половине грудной клетки, в это время отмечалось отставание правой половины грудной клетки в дыхании. В 23 года она внезапно теряет свою сестру, испытывая сильное психическое потрясе­ние. Снова появляются боли в грудной клетке справа. Она худеет, теряет свои силы, начинается анемия. При рентгеновском исследовании пато­логии не обнаруживается, ее посылают на юг. По возвращении ее со­стояние улучшается, она даже прибавила в весе. В 25 лет внезапно забо­левает, у нее появляется запор, против которого все лечебные средства оказались безуспешными. Она сильно страдает от болей в животе и ха­рактеризует их следующим образом: «Кажется, что по моим кишкам прошлись наждачной бумагой». Она похудела на 5 кг. Дважды ее от­правляли в Шамонике, ей становилось лучше, но не намного.

В 27 лет ее прооперировали по поводу аппендицита 16 октября 1928 года в надежде, что все ее расстройства исчезнут. На самом деле это вмешательство ничего не дало.

Она обратилась ко мне 31 января 1929 г. Больная хорошо сложена, это брюнетка среднего роста и имеет два вида расстройств. Одни кажут­ся чисто нервными: обычная астения, очень сильная усталость утром после сна, однако, сон превосходный, сердцебиение при малейшем дви­жении и даже при отдыхе, вздутие живота после еды, чувство стеснения в груди после еды, частая зевота, потребность глубоко вздыхать, тен­денция к постоянному плохому самочувствию. Навязчивые идеи, что она серьезно больна, чрезвычайная нервозность, нестабильное настрое­ние, она плачет, смеется, сердится — отсутствует стабильность нервной системы.

Другие нарушения более важны. Менструации приходят с опозда­нием, они болезненные, прерывистые, выделения более выражены ут­ром, нежели вечером; прекращаются на третий день, чтобы появиться на четвертый. Бели очень обильные с момента замужества. Легкие боли при мочеиспускании. Ощущение болей в нижней части живота с при­ближением менструаций. Стойкий запор, делающий абсолютной необ­ходимостью ежедневное употребление слабительных. Прогрессивное похудание. Больная весит только 46 кг 750 г.

При клиническом исследовании выявлено, что ободочная кишка спазмированна и болезненна. Со стороны сердца и легких все нормаль­но. Давление 130×80.

Исследуя больную нашими обычными способами, мы обнаружива­ем во втором межреберье справа притупление и незначительное отста­вание правого легкого при дыхании. Надавливание в указанном месте вызывает боль.

При аускультации мы вынуждены прерваться несколько раз, так как у больной появилось головокружение, спровоцированное дыхатель­ными движениями.

Осмотр радужной оболочки позволяет констатировать: очень вы­раженный черный периферический круг, яркие точки на уровне аппен­дикса, т. е. четко выраженные последствия операции, на уровне печени и в верхней части медиолатерального правого сектора (верхушка право­го легкого) — подобные точки.

Больная, заинтересовавшись нашим периодическим исследовани­ем, говорит нам, что сама заметила изменения своих глаз, которые ста­ли, по ее словам, темнее за несколько лет, особенно внешний ободок радужки.

Клинический диагноз: нервные и пищеварительные расстройства на почве туберкулиновой интоксикации.

Лечение:

1. Natrum muriaticum 9С одна доза; Thuja 9С одна доза спустя 15 дней.

2. В течение месяца:

Каждый день — Solidago virga 1С. Один день — Ignatia SC. Другой день — Pulsatilla SC.

4 марта. Усталость гораздо меньше, особенно хорошо в первые 15 дней лечения. Бели уменьшились, зевота исчезла, общее состояние улучшилось, нервозность уменьшилась. Однако запор не изменился, он такой же упорный, без улучшения, требует повседневного приема сла­бительных. Вес — 47 кг 650 г, давление130×80. Больная жалуется на сердцебиение: сердечные толчки видны через блузку, особенно когда она лежит; пульсация отдается у нее в ушах и она вынуждена лечь на правый бок, высоко подняв голову.

1. Natrum mutiaticum 1С одна доза; Tuberculinum 1С одна доза 20 дней спустя.

2. В течение 40 дней:

Каждый день — Solidago virga 1С. Один день — Ignatia SC. Другой день — Spigelia SC.

10 апреля. Больной действительно гораздо лучше. Нервные рас­стройства исчезли, но она чувствовала себя более усталой в дни, кото­рые последовали за приемом Tuberculinum. Наоборот, с этого дня запор исчез. Появилось новое тяжело переносимое ею расстройство. (она ис­пытывает тяжесть в поясничной области, подергивания в пояснично-крестцовой области по утрам, в этой же области она испытывает онеме­ние, которое затрудняет все движения и, в частности, походку.

1. Natrum muriaticum 9С две дозы с интервалом в 20 дней.

2. В течение 40 дней: Каждый день — Adenocynesin. Один день — Ignatia 5С.

Другой день — Rhus toxicodendron 5С.

Я видел ее несколько раз в течение 1929 года, состояние здоровья больной прогрессивно улучшалось. В декабре 1929 года она может считаться полностью выздоровевшей, ее вес 53 кг и она не испытывает никаких недомоганий.

До настоящего момента наше Наблюдение не представляет собой большего интереса, чем большинство других, которые могут привести другие гомеопаты и которыми они имеют право гордиться, так как дос­тигнутый результат не только связан с использованием терапии, осно­ванной на аналогии между имеющимся клиническим синдромом и пато­генетическими симптомами используемого лекарства, но также и на глубоком клиническом диагнозе. Этот диагноз позволил, признавая глу­бокую причину возникших расстройств, в частности их туберкули-ническую почву, быстро уничтожить их, «восстанавливая» и приводя в гармонию организм больной, функциональные нарушения и сенсорные расстройства которого не нашли до настоящего времени никакого эф­фективного лечения.

5 февраля 1932 года, т. е. три года спустя, я вижу свою пациентку, которая до настоящего времени хорошо себя чувствовала. Однако не­сколько месяцев она страдает от постоянных болей в животе. Эта боль локализуется в правой подвздошной области и даже ниже, в районе жи­вота. Паховая область также болезненна. Менструации нерегулярные, приходят со значительным опозданием на 5-10 дней; больная страдает в дни, предшествующие менструации, в это время она отекает, испытыва­ет тяжесть во влагалище и у нее появляются бели.

К тому же изменился ее характер: она грустна, очень впечатлительна, раздражительна, «заводится» из-за пустяков, страдает сильными головными болями, которым предшествует расстройство зре­ния. Она чувствует себя очень уставшей и, по ее словам, испытывает внутреннюю дрожь при малейшем усилии или при малейшей эмоции.

При осмотре радужной оболочки результаты не согласуются со словами больной. Поражены оба яичника, особенно левый, однако больная предъявляет жалобы, указывающие на поражение правого яичника. Прежде чем назначить лекарство, я отправляю ее проконсуль­тироваться у акушера д-ра Кудерта, который присылает мне следующее заключение:

— матка находится в позиции антифлексии, размеры в пределах нормы, подвижная;

— правый придаток без выраженных изменений;

— левый придаток изменен, обнаруживается развивающаяся киста.

Диагноз: Спаечный процесс в малом тазу, с вовлечением левых от­делов кишечника, двухсторонняя склерокистозная яичниковая дегенера­ция, объясняющая возникшие у пациентки боли.

Лечение:

1. Thuja 1С две дозы с интервалом в 15 дней.

2. В течение месяца:

Каждый день — Solidago virga 1С. Один день — Gelsemium 5С. Другой день — Sepia 5С.

11 марта. Менструации с двухдневным опозданием, черной свер­нувшейся кровью, обильные, ощущение тяжести уменьшилось. Боли в области подвздошной кишки в тазу появлялись один раз, бели уменьши­лись. Психическое состояние улучшилось. Количество мочи во время менструации уменьшилось, появился кирпично-красный осадок.

Лечение:

1. Thuja 1С две дозы с интервалом в 15 дней.

2. В течение месяца:

Каждый день — Berberis vulgaris 4С. Один день — Gelsemium 5С. Другой день — Sepia 5С.

14 апреля. Прогрессивное улучшение. То же лечение.

3 июня. Больная посетила д-ра Кудерта, который выдал ей сле­дующее заключение:

«Значительное улучшение общего состояния. Исчезновение болей. Левосторонний склерокистозный оофорит деэволюционирует. Однако я полагаю, что будет мудрым решением, если мадам У. будет Посещать гинеколога хотя бы раз в год, чтобы быть в курсе патологических изме­нений со стороны левого яичника».

Лечение:

1. Thuja 1С две дозы с интервалом в 20 дней.

2. В течение 40 дней:

Каждый день — Berberis vulgaris AC. Один день — Sepia 5С. Другой день — Berberis 5С.

Это лечение продолжается до 15 августа.

15 ноября. Ничего нового. Менструации регулярные, безболезнен­ные, боли в животе исчезли. Больная немного покашливает, однако, при аускультации ничего патологического не выслушивается. Пациентка чрезвычайно нервная; зевает, вздыхает. Артериальное давление измене­но относительно нормы (120×110).

Лечение:

1. Ignatia 9С одна доза перед сном; Thuja 9С одна доза 20 дней спустя; Tuberculinum 1С одна доза 20 дней спустя.

2. В течение двух месяцев: Каждый день — Coccus cacti ЗС. Один день — Gelsemium SC. Другой день — Berberis SC.

Я вновь увидел больную только 14 марта 1933. Пациентка хорошо себя чувствовала до 1 февраля, затем у нее появились расстройства, на­поминающие таковые в 1929 году. Грусть, астения с ухудшением по утрам, навязчивые идеи, бели, упорный запор, однако, боли не появи­лись, как и дисменорея. Клиническое исследование не выявило никакой патологии.

1. Thuja 1С одна доза;

Tuberculinum 1С одна доза 20 дней спустя.

2. В течение 40 дней: Каждый день — Berberis 4С. Один день — Sepia SC. Другой день — Nux vomica SC.

24 ноября 1933 года. Больная пришла «из признательности», по ее словам, так как она торжествующе приносит новое заключение д-ра Ку­дерта. «Значительное улучшение. Левый яичник значительно уменьшил­ся в объеме, его размеры практически соответствуют норме. Наблюда­ется явная деэволюция спаечного процесса.

Заключение: Процесс в матке и придатках считать ликвидирован­ным, всю терапию направлять на разрешение спаечного процесса в перицекальной области».

При обычном клиническом осмотре все нормально. Больная в пре­красном состоянии здоровья и я отправляю ее с поздравлениями.

Что сказать в заключение? Склерокистозная дегенерация яичников, развившаяся киста (как свежий инжир, значительных размеров в февра­ле 1932 г. и исчезнувшая в ноябре 1933 г.) не могут быть рассмотрены только как функциональные нарушения. Органические изменения были четко установлены и устранены с помощью гомеопатии.

Лекарства, устранившие функциональные нарушения в 1929 году, почти идентичны тем, которые вылечили органические изменения в яичниках в течение 1932-1933 г.

Мы понимаем всю значимость гомеопатической терапии, в которой выбор лекарства основывается не только на проведении аналогии между клиническим синдромом и патогенезом лекарственного средства, но и определении глубокой, точной и реальной причины имеющихся патоло­гических состояний.

Склерокистозная дегенерация, киста левого яичника развивались на туберкулинической почве, и необходимо было устранить эту туберкули­новую интоксикацию подобным токсином, но перед этим провести дре­нирование точно показанными препаратами.