КИШЕЧНИК И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ

КИШЕЧНИК И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ
Эта анатомическая структура обладает необычайно высокой функ­циональной активностью, представляя собой благодатную почву для деятельности хронических миазмов, поскольку мы обнаруживаем сле­дующую закономерность: там, где функция органа является сложной и многосторонней, миазмы производят самые досадные и мучительные свои симптомы, и это особенно касается кишечного тракта.

Причиной скоропостижной смерти часто является деятельность некоторых злокачественных миазматических слияний. При миазме Lues дети умирали от кишечных болезней за сутки или двое; при миазме Tu­berculin — в течение недели. В случае унаследованного сифилиса весь разрушительный потенциал болезни внезапно сосредоточивался на ки­шечнике и водянистая диарея за сутки почти полностью обезвоживала организм, лишая его физиологических жидкостей, в результате истоще­ния наступала смерть.

Диареи, характерные для миазма Psora, нередко возникают из-за переедания. Псорный пациент испытывает постоянный голод, поэтому ест часто и много, причем столько, сколько он не способен переварить, поэтому кишечник перегружается и природа прибегает к собственному способу очищения организма. Стул в этом случае обычно водянистый или же состоит из непереваренной пищи, могут наблюдаться скверный запах у стула и спастические, коликообразные боли или же колика режу­щего характера. Диарея возникает обычно утром, т. к. утро — это обычное время ухудшения у псорных пациентов. Подобная клиническая картина наблюдается у диареи, характерной для Podophyllum, Sulphur и Aloe.

Туберкулезные пациенты также могут жаловаться на это утреннее обострение кишечных симптомов, но, тем не менее, это ухудшение все­гда указывает на миазм Psora. Тогда как псорические пациенты испы­тывают ухудшение от холода, туберкулезные пациенты еще более чув­ствительны к холоду — последствия действия холода для них еще бо­лее опасны.

В случае детской холеры у сифилитических детей мы наблюдаем нарушение всех функций пищеварения с жидким стулом и рвотой, с вялостью и ступором, иногда даже с комой или со спазмами, конвульсиями и нередко с фатальным исходом. Аналогичные симптомы иногда наблюдаются и у туберкулезных детей, и хотя болезнь развивается не так быстро, заканчивается она, как правило, так же. В случае миазмов Psora и псевдо Psora при кишечных расстройствах часто наблюдается ощуще­ние пустоты или прострации в животе, иногда это ощущение сильной слабости после дефекации, локализующееся только в области живота.

У туберкулезного пациента наблюдается истощение или общий упадок сил с ощущением, будто вся энергия уходит из него каждый раз после опорожнения кишечника. Обычно у истинно сифилитических или туберкулезных пациентов все симптомы усиливаются ночью: диарея вынуждает их вставать с постели, иногда ей сопутствует обильный, из­нуряющий теплый или холодный пот. В семи из десяти случаев лицо бледное, кожа землистого цвета, глаза запавшие, с темными кругами вокруг, губы ярко-красные или синеватые, наблюдается потеря аппетита, быстрое истощение, прострация и нередко сильная жажда. По мере развития болезни глаза все больше западают, лицо становится еще бледнее, прострация и упадок сил нарастают, пока, наконец, не появят­ся симптомы, свидетельствующие о поражении головного мозга, и как следствие — быстрая смерть.

Внезапное появление мозгового стаза или любых симптомов со стороны головного мозга весьма характерно для туберкулезных детей при кишечном заболевании. Мозговые симптомы, характерные для ту­беркулинового миазма, чередуются с симптомами кишечного расстрой­ства, но, тем не менее, мы не ожидаем подобных фатальных исходов в случае миазма Psora. Нет, миазм Psora сам по себе не столь разрушите­лен и опасен для жизни, никогда мы не встретим таких тяжелых сим­птомов, какие обычно наблюдаем при действии смешанного миазма псевдо Psora.

Veratrum album, Arsenicum album, Camphora и Cuprum metallicum — типичные лекарства, показанные при данных диареях или дизенте­риях; эти препараты показаны для пациентов, страдающих ярко выра­женным туберкулезным диатезом. Будучи с виду вполне здоровыми, они внезапно заболевают, например, у них случается внезапный при­ступ дизентерии, и через 48-60 часов они умирают. Понаблюдайте за детьми в августе и в первой половине сентября, в этот период можно выявить, являются ли они носителями туберкулезного миазма или ми­азма Psora. Это обнаруживается со всей очевидностью, так как тубер­кулезные дети всегда реагируют на изменение температуры, когда земля резко остывает ночью после душного августовского дня.

Podophyllum является еще одним лекарственным средством, соот­ветствующим данному типу пациентов с их болезненным, обильным, желтоватым и очень отвратительно пахнущим стулом, с их ночными и утренними ухудшениями, а также с весьма характерным ухудшением от молока. Туберкулезные дети не могут употреблять коровье молоко ни в каком виде, так как казеин, содержащийся в молоке, не усваивается их организмом. Поэтому данный продукт следует исключить из их рациона.

Любой врач сталкивается с этой проблемой. Как часто я хотел, чтобы такого продукта, как молоко, не существовало бы в природе, ко­гда ко мне на лечение попадали эти не воспринимавшие молоко дети. Дайте любому из этих хрупких маленьких пациентов приличную пор­цию молока, и вы получите любое из различных пищеварительных рас­стройств — от дизентерии до спазмов, конвульсий, диареи, тошноты, рвоты, колик и болей в желудке различной степени выраженности и в любой последовательности, с лихорадочными состояниями, рефлектор­ными мозговыми и любыми другими сопутствующими симптомами. Туберкулезные дети не воспринимают молоко, фактически молоко яв­ляется для них токсичным веществом.

Мы иногда совершенно теряемся, не зная, чем кормить этих детей, и в этом случае мы находим помощь и спасение в гомеопатическом те­рапевтическом законе и в подобно действующих лекарствах. У этих туберкулезных детей диарея появляется периодически, начиная с пер­вого дня жизни и до тех пор, пока им не исполнится два или три года. Малейшее нарушение диеты или охлаждение провоцирует диарею, по­скольку ослаблены защитные силы организма, что в огромной степени обусловлено нарушением секреторной функции желудка, а также секре­торной функции всего пищеварительного тракта и нередко туберкулезны­ми изменениями самих желез либо нарушением их деятельности.

Другой яркой чертой туберкулезных детей (туберкулезный ребенок — это ребенок — носитель туберкулезного миазма) является то, что в период прорезывания первых зубов у них нередко начинается или же обостряется диарея и сохраняется на протяжении всего времени, пока прорезываются зубы. Иногда приступ диареи бывает весьма сильным и продолжительным, представляя опасность для хрупкого детского орга­низма. Вдобавок ко всему, у этих псевдопсорных пациентов выявляется неспособность организма усваивать вещества, необходимые для фор­мирования костей. Между этой неспособностью организма усваивать известковые вещества и диареей существует тесная взаимосвязь.

Оболочки, покрывающие зубы, являются твердыми и неподатли­выми, поэтому требуются большие усилия, чтобы зубы прорезались сквозь них. Это огромное напряжение для организма, и если оно длится дольше обычного, то дефицит костеобразующего вещества нередко рефлекторно провоцирует эту бурную реакцию со стороны желудка или кишечника, со всеми ее патологическими проявлениями.

В случае миазма Sycosis мы ничего подобного не наблюдаем, в этом случае обычно появляется колика, причиняющая невыносимые страдания. Иногда при миазме Sycosis все же появляются диареи, одна­ко они носят спазматический, коликообразный характер и сопровожда­ются слизистым стулом, редкой схваткообразной болью, а также тенезмами в прямой кишке. Стул, характерный для Rheum, Chamomilla, Mag­nesia carbonica, является типичным для миазма Sycosis. При миазме Psora также наблюдается спазматическая, плохо пахнущая диарея, ко­торая, как правило, облегчает страдания пациента, тем не менее псорная диарея не вызывает такого истощения и не бывает столь упорной, как диарея при миазмах псевдоPsora или Sycosis.

В патогенезе Croton tiglium представлен стул туберкулезных детей, в организме которых обнаруживается одновременно сикотический эле­мент в активной форме.

Sarsaparilla назначается, как правило, при наличии всех трех миаз­мов, но миазм Sycosis является преобладающим.

Sanguinaria, Phosphorus, Kali carbonicum, Tuberculinum и Stannum: стул, при котором показаны эти препараты, весьма типичен для тубер­кулезного диатеза.

Mercurius solubilis и все ртутные препараты представляют стул, ха­рактерный для миазма Lues.

Миазмы постоянно осуществляют в организме специфическую де­ятельность, которая, вне сомнения, является разрушительной для про­цессов жизнедеятельности, иногда результат этой деятельности прояв­ляется в форме лизиса, иногда в форме кризиса. Лизис выражается в медленных, постепенно прогрессирующих процессах какого-либо хро­нического заболевания, кризис — в виде окончательного подрыва уже и без того ослабленных жизненных сил.

Иногда стул туберкулезных детей бывает пепельного цвета или се­роватым, что указывает на дефицит желчи. Сикотические диареи явля­ются наиболее болезненными, стул выходит сильной струей. Эти симптомы имеют в своем патогенезе Croton tiglium, Chamomilla, Laurocerasus, Colocynthis и подобно действующие лекарства. Боли в животе, ха­рактерные для миазма Sycosis, как уже было сказано, носят крайне рез­кий, схваткообразный характер, делая пациента раздражительным, злым. Патологические состояния кишечника, характерные для миазма Sycosis, будь то диарея или геморрой, вызывают у пациента раздражи­тельность. Больной раздражен и агрессивен, когда испытывает боль.

Я нередко замечал, что характер стула довольно изменчив. Обычно это зеленовато-желтый слизистый стул, иногда кровянистый (кровянистый стул — характерный симптом туберкулезного миазма), зеленова­тый, водянистый, с кислым запахом, с резкой режущей болью, даже тело ребенка источает кислый запах. В выраженных случаях наследст­венной формы миазма Sycosis тело ребенка источает затхлый, плесен­ный запах, что свидетельствует о наличии туберкулезного диатеза. При сильных кишечных расстройствах, в тяжелых случаях при туберкулез­ном диатезе ребенок капризный, раздраженный и плаксивый, не хочет, чтобы до него дотрагивались и даже чтобы на него смотрели, упадок сил после дефекации является явно выраженным.

В случае миазма Sycosis картина иная: дети не хотят, чтобы их ос­тавляли одних, но требуют, чтобы их постоянно качали, носили на ру­ках и т. п. Колика облегчается при сильном надавливании или в поло­жении лежа на животе. У сикотических детей состояние ухудшается от фруктов, у туберкулезных — от молока, картофеля, мяса, а также при движении.

Туберкулезные дети перед опорожнением кишечника часто испы­тывают тошноту с позывами на рвоту: появляется рвотный рефлекс, однако рвоты не происходит. Тем не менее, наблюдаются сильная тош­нота и рвота содержимым желудка вскоре после еды и питья.

Dulcamara в своем патогенезе представляет типичный сикотический стул: желтовато-зеленый и водянистый, белая или зеленая слизь выходит резкой, разъедающей струей, как любой сикотический стул. Характер стула в этом случае меняется, ухудшение четко связано с по­нижением атмосферного давления; мы наблюдаем здесь ту же резкую, схваткообразную боль (коликообразную), тенезмы и раздражительность. В случае миазма Psora причиной диареи является испуг, печаль, плохие новости или любое сильное переживание, а также подготовка к какому-либо необычному событию. Для миазма Psora характерна также диарея из-за простуды или при переохлаждении (диарея из-за промокания ха­рактерна для миазма Sycosis). Зеленый, цвета травы, стул, имеющийся в патогенезах Ipecacuanha, Magnesia carbonica, Croton tiglium, Gratiola, Argentum nitricum и подобно действующих препаратов, имеет сикотическое происхождение. Стул в случае истинной Psora может быть любого цвета, обычно его цвет изменен; стул дурнопахнущий и не очень болез­ненный; ухудшение от холода, при движении, при употреблении хо­лодных блюд и напитков; улучшение от теплых напитков или горячей еды, в покое, от очень теплых компрессов на живот.

Запоры, характерные для миазма Psora, бывают достаточно выра­женными: упорные, хронические запоры с атонией кишечника; отсутст­вие позывов к дефекации, стул сухой, скудный, твердый, выходит с трудом, иногда наблюдается чередование запора и диареи. Запор с реф­лекторными болями, такими как головная боль, боль в печени или в области печени; запор с головной болью в области основания мозга или висков; запор с вялостью, сонливостью, оцепенением и тяжестью, с отвращением к работе; запор со скверным дыханием, с покрытым сквер­ным напетом языком, с тошнотой и потерей аппетита; запор и отсутст­вие стула в течение нескольких дней, но при этом имеются частые по­зывы к дефекации. Стул твердый, по форме овечий; стул темный и су­хой, будто обожженный, в тех случаях, когда имеется обильное выде­ление слизи; если данный симптом является постоянным, то часто вы­является туберкулезный миазм, или, если после стула выходит кровь, это также указывает нам на туберкулезный диатез.

Кровотечения из прямой кишки всегда наводят на мысль о присут­ствии в организме туберкулезного миазма, хотя мы обнаруживаем кро­вотечения и кровоточащие геморроидальные узлы и при миазме Sycosis. Однако при миазме Sycosis имеется сильный зуд и, как правило, скуд­ные водянистые выделения из прямой кишки с рыбным запахом или запахом селедочного рассола. Острицы или кишечные паразитические черви свидетельствуют о миазме Psora, но в особенно больших количе­ствах они обнаруживаются у детей с туберкулезным миазмом; ощуще­ние формикации является характерным симптомом миазма Psora. Сим­птомы со стороны прямой кишки, чередующиеся с сердечными, груд­ными или легочными симптомами, имеют в своей основе туберкулез­ный миазм, особенно симптомы астмы и заболеваний дыхательных пу­тей. Например, хирургическое удаление или подавление геморроидаль­ных узлов провоцирует появление легочных симптомов или астму, а нередко и болезни сердца. Стриктуры прямой кишки, свищи, фистулы и свищевые полости имеют туберкулезное или псевдопсорное происхож­дение, однако значительно усугубленное миазмом Sycosis. Выпадение прямой кишки у маленьких детей также относится к туберкулезному диатезу. Раковые болезни, злокачественные новообразования и тому подобные патологические состояния имеют в своей основе, как прави­ло, все три миазма. Разумеется, мы не исключаем миазма Psora при ис­следовании злокачественно развивающихся болезней, так как вне зави­симости от того, с каким миазмом он соединен, миазм Psora является первоосновой всех злокачественных процессов. Фактически миазм Psora является первопричиной всех болезней. Кишечные заболевания у туберкулезных детей очень часто сопровождаются повышением темпе­ратуры, делирием, желудочными расстройствами, рвотой, поносом, из­нуряющей, обильной диареей. Эти туберкулезные дети легко распозна­ются по множеству болезней, которыми они болеют в раннем детстве. Мы узнаем их по тяжести болезней и по частоте острых патологических состояний, появляющихся в юном возрасте.